Правительство Тамбовской области постановляет:
1. Внести в постановление администрации области от 28.10.2013 N 1206 "Об утверждении государственной программы Тамбовской области "Развитие институтов гражданского общества" (в редакции от 14.12.2022) (далее - постановление) следующие изменения:
преамбулу постановления изложить в следующей редакции:
"В соответствии с постановлением администрации области от 16.11.2021 N 840 "Об утверждении Порядка разработки, утверждения и реализации государственных программ Тамбовской области" администрация области постановляет:";
государственную программу Тамбовской области "Развитие институтов гражданского общества", утвержденную постановлением, изложить в редакции согласно приложению.
2. Опубликовать настоящее постановление на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) и на сайте сетевого издания "Тамбовская жизнь" (www.tamlife.ru).
3. Настоящее постановление вступает в силу с 01.01.2023.
Глава Тамбовской области
М.Егоров
Утверждена
постановлением
администрации Тамбовской области
от 28.10.2013 N 1206
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА" (ДАЛЕЕ - ГОСПРОГРАММА)
Куратор госпрограммы | Исполняющий обязанности заместителя Главы Тамбовской области в соответствии с разделом 10 распоряжения Главы Тамбовской области N 16 от 27.09.2022 "О распределении обязанностей между Главой Тамбовской области и исполняющими обязанности заместителей Главы Тамбовской области" |
Ответственный исполнитель госпрограммы | Департамент внутренней политики Правительства Тамбовской области |
Соисполнители госпрограммы | Министерство туризма и молодежной политики Тамбовской области, управление информационной политики Правительства Тамбовской области, правовой департамент Правительства Тамбовской области, министерство образования и науки Тамбовской области, министерство культуры Тамбовской области, министерство труда и занятости населения Тамбовской области, министерство юстиции и региональной безопасности Тамбовской области |
Направления (подпрограммы) госпрограммы | "Обеспечение участия институтов гражданского общества региона (общественных объединений молодежи) в решении стратегических задач национального развития"; "Реализация государственной национальной политики в области гражданско-патриотического воспитания" |
Структурные элементы госпрограммы | Региональный проект "Социальная активность (Тамбовская область)" <*>; региональный проект "Поддержка гражданских инициатив (Тамбовская область)"; региональный проект "Развитие социально-экономической активности молодежи (Тамбовская область)"; региональный проект "Совершенствование государственно-общественного партнерства в сфере государственной национальной политики и в отношении российского казачества (Тамбовская область)"; региональный проект "Восстановление воинских захоронений (в рамках реализации мероприятий федеральной целевой программы "Увековечение памяти погибших при защите Отечества на 2019 - 2024 годы"; комплекс процессных мероприятий "Обеспечение проведения мероприятий в ознаменование дней воинской славы России, памятных дней и дат России, Тамбовской области, а также мероприятий гражданско-патриотической направленности"; комплекс процессных мероприятий "Обеспечение деятельности государственных органов и подведомственных организаций в сфере развития общественно-государственного взаимодействия" |
Цели госпрограммы | Формирование необходимых институциональных и инфраструктурных условий для обеспечения развития институтов гражданского общества; укрепление общероссийской гражданской идентичности и единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации); оказание содействия формированию эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов молодежи |
Задачи госпрограммы | Реализация практик поддержки добровольчества (волонтерства); оказание за счет средств областного бюджета финансовой поддержки деятельности негосударственных некоммерческих организаций (далее - НКО), направленной на достижение результатов реализуемых проектов; обеспечение прозрачности и конкурентности системы государственной поддержки НКО области; содействие привлечению труда добровольцев в деятельности НКО; обеспечение открытости информации о государственной поддержке НКО; развитие инфраструктуры поддержки НКО, расширение масштабов предоставления информационной, образовательной и консультационной поддержки НКО; увеличение количества граждан, вовлеченных центрами (сообществами, объединениями) поддержки добровольчества (волонтерства) на базе образовательных организаций, некоммерческих организаций, государственных и муниципальных учреждений, в добровольческую (волонтерскую) деятельность на территории Тамбовской области; проведение обучения координаторов добровольцев (волонтеров) по работе в сфере добровольчества и технологии работы с волонтерами; проведение региональной информационной (рекламной) кампании, направленной на популяризацию добровольчества (волонтерства); обеспечение эффективного взаимодействия с молодежными общественными объединениями, некоммерческими организациями; обеспечение участия представителей Тамбовской области в молодежных международных, всероссийских, межрегиональных конкурсах, проектах, фестивалях, форумных кампаниях в целях выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи; укрепление национального согласия, обеспечение политической и социальной стабильности, развитие демократических институтов; гармонизация национальных и межнациональных (межэтнических) отношений, сохранение и поддержка этнокультурного и языкового многообразия Российской Федерации, традиционных российских духовно-нравственных ценностей как основы российского общества; обеспечение равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям; содействие консолидации российского казачества; содействие сохранению и развитию культуры российского казачества; восстановление воинских захоронений, установка мемориальных знаков и нанесение имен погибших при защите Отечества на мемориальные сооружения; формирование гражданского самосознания, патриотизма, гражданской ответственности, чувства гордости за историю России, воспитание культуры межнационального общения, основанной на уважении чести и национального достоинства граждан, традиционных российских духовно-нравственных ценностей; сохранение и поддержка русского языка как государственного языка Российской Федерации; совершенствование взаимодействия государственных органов и органов местного самоуправления с институтами гражданского общества при реализации государственной национальной политики Российской Федерации в Тамбовской области; проведение мониторинга межрасовых, межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных отношений в целях предотвращения возникновения конфликтов либо их обострения, а также выявления причин и условий экстремистских проявлений и минимизации их последствий, в том числе с использованием государственной информационной системы мониторинга в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций; оказание содействия социальной и культурной адаптации иностранных граждан в Российской Федерации и их интеграции в общество в целях противодействия возникновению пространственной сегрегации, формированию этнических анклавов, социальной исключенности отдельных групп граждан |
Показатели госпрограммы, их значение на последний год реализации | Увеличение доли граждан, занимающихся волонтерской (добровольческой) деятельностью в Тамбовской области (15% в 2030 году); количество некоммерческих организаций, получивших грантовую поддержку (48 в 2030 году); количество некоммерческих организаций, которым оказана поддержка в нефинансовых формах (100 в 2030 году); количество граждан, принимающих участие в деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций (5500 человек в 2030 году); увеличение общей численности граждан Российской Федерации, вовлеченных центрами (сообществами, объединениями) поддержки добровольчества (волонтерства) на базе образовательных организаций, некоммерческих организаций, государственных и муниципальных учреждений, в добровольческую (волонтерскую) деятельность на территории Тамбовской области (0,140 миллиона человек в 2030 году); увеличение доли молодых граждан в возрасте от 14 до 35 лет, принимающих участие в разработке и реализации различных гражданских инициатив социально значимого характера, в общей численности граждан в возрасте от 14 до 35 лет (47% в 2030 году); увеличение уровня общероссийской гражданской идентичности (90% в 2030 году); увеличение доли граждан, не испытывающих негативного отношения к иностранным гражданам (82% в 2030 году); увеличение доли граждан, отмечающих отсутствие в отношении себя дискриминации (94,2% в 2030 году); увеличение доли членов казачьих обществ, принявших на себя обязательство по несению государственной или иной службы (80% в 2030 году); количество проведенных с участием членов казачьих обществ и иных объединений казаков мероприятий, посвященных памятным датам истории России, дням славы русского оружия - дням воинской славы, иным датам, связанным с военной историей российского казачества (10 в 2030 году); количество граждан, принявших участие в мероприятиях, направленных на укрепление общероссийского гражданского единства, этнокультурное и межнациональное взаимодействие (155000 человек в 2030 году); увеличение доли граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных отношений (82% в 2030 году) |
Сроки и этапы реализации госпрограммы | Госпрограмма реализуется в два этапа: I этап: 2014 - 2022 годы; II этап: 2023 - 2030 годы |
Объемы и источники финансирования госпрограммы | Основными источниками финансирования II этапа госпрограммы являются средства федерального бюджета, бюджета Тамбовской области, местного бюджета, внебюджетные средства. Объемы финансирования госпрограммы ежегодно уточняются при формировании бюджета на очередной финансовый год. Общие затраты на реализацию госпрограммы в 2023 - 2030 годах за счет всех источников финансирования составят 1117272,9 тыс. рублей: 2023 год - 154347,7 тыс. рублей; 2024 год - 138638,6 тыс. рублей; 2025 год - 137381,1 тыс. рублей; 2026 год - 137381,1 тыс. рублей; 2027 год - 137381,1 тыс. рублей; 2028 год - 137381,1 тыс. рублей; 2029 год - 137381,1 тыс. рублей; 2030 год - 137381,1 тыс. рублей; в том числе: федерального бюджета - 450992,5 тыс. рублей: 2023 год - 60971,4 тыс. рублей; 2024 год - 56324,5 тыс. рублей; 2025 год - 55616,1 тыс. рублей; 2026 год - 55616,1 тыс. рублей; 2027 год - 55616,1 тыс. рублей; 2028 год - 55616,1 тыс. рублей; 2029 год - 55616,1 тыс. рублей; 2030 год - 55616,1 тыс. рублей; бюджета Тамбовской области - 597861,1 тыс. рублей: 2023 год - 84744,6 тыс. рублей; 2024 год - 73526,5 тыс. рублей; 2025 год - 73265,0 тыс. рублей; 2026 год - 73265,0 тыс. рублей; 2027 год - 73265,0 тыс. рублей; 2028 год - 73265,0 тыс. рублей; 2029 год - 73265,0 тыс. рублей; 2030 год - 73265,0 тыс. рублей; местного бюджета - 419,3 тыс. рублей: 2023 год - 131,7 тыс. рублей; 2024 год - 287,6 тыс. рублей; 2025 год - 0 тыс. рублей; 2026 год - 0 тыс. рублей; 2027 год - 0 тыс. рублей; 2028 год - 0 тыс. рублей; 2029 год - 0 тыс. рублей; 2030 год - 0 тыс. рублей; внебюджетных средств - 68000,0 тыс. рублей: 2023 год - 8500,0 тыс. рублей; 2024 год - 8500,0 тыс. рублей; 2025 год - 8500,0 тыс. рублей; 2026 год - 8500,0 тыс. рублей; 2027 год - 8500,0 тыс. рублей; 2028 год - 8500,0 тыс. рублей; 2029 год - 8500,0 тыс. рублей; 2030 год - 8500,0 тыс. рублей |
________________
* Региональный проект обеспечивает достижение целей, показателей и результатов федерального проекта "Социальная активность", входящего в состав национального проекта "Образование".
Гражданское общество является индикатором и одновременно основным фактором развития современного демократического государства. Оно характеризуется как система добровольно созданных общественных институтов и отношений, деятельность которых не зависит от прямого вмешательства и регламентации органов государственной власти.
Текущее состояние сферы реализации госпрограммы во многом характеризуется состоянием институтов гражданского общества, уровнем их развития и востребованности в рамках проводимой работы по социально-экономическому развитию Тамбовской области, а также уровнем включенности граждан в деятельность институтов гражданского общества (общественных организаций, некоммерческих организаций) в рамках указанной работы, который может выступать в качестве индикатора двустороннего взаимодействия органов государственной власти и граждан.
Динамичный характер развития гражданских институтов региона выразился в энергичном фандрайзинге НКО области, осуществляющих активный поиск ресурсов для практического осуществления различных инициатив социально значимого характера.
Победителями конкурсов Фонда-оператора президентских грантов по развитию гражданского общества и Президентского фонда культурных инициатив стали 29 НКО региона, реализующие проекты на сумму свыше 53000,0 тыс. рублей.
Произошел качественный сдвиг в технологии и масштабах проведения регионального грантового конкурса для НКО.
С 2014 по 2021 годы включительно по итогам конкурсов заключены соглашения о предоставлении грантов (и реализации проектов) с 394 некоммерческими организациями. Общий грантовый фонд за этот период составил более 170 миллионов рублей.
В целях исполнения поручений Президента Российской Федерации администрацией области был подписан договор с Фондом-оператором президентских грантов по развитию гражданского общества о предоставлении Тамбовской области гранта Президента Российской Федерации.
Общий объем грантового фонда в рамках реализации госпрограммы достиг беспрецедентных значений - свыше 36 миллионов рублей только за 2021 год.
Впервые за всю историю поддержки региональных гражданских инициатив подача заявок на участие в конкурсе была полностью осуществлена в режиме онлайн.
Более 100 НКО создали и разрабатывали на интернет-платформе регионального конкурса проекты заявок на участие в отборе.
В администрацию области поступило на 78% заявок больше, чем в 2020 году.
Проекты, представленные на конкурс, предусматривали широкий спектр различных мероприятий в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, содействия духовному развитию.
По итогам реализации государственной политики в сфере исполнения госпрограммы за прошедший период можно с уверенностью констатировать востребованность обществом проводимой работы по целому ряду направлений деятельности НКО: добровольчество, благотворительность, патриотическое и гражданское воспитание молодежи обеспечены необходимой финансовой поддержкой из бюджета области.
По итогам 2021 года достигнуты следующие показатели (в соответствии с отчетными данными о реализации Госпрограммы):
количество граждан, принимающих участие в деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций - 19000 чел.;
количество социально ориентированных некоммерческих организаций, которым оказана финансовая поддержка - 58 ед.;
количество социально ориентированных некоммерческих организаций, которым оказана поддержка в нефинансовых формах - 98 ед.;
доля молодых людей в возрасте от 14 до 35 лет, принимающих участие в разработке и реализации различных гражданских инициатив социально значимого характера, в общей численности молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет - 48%;
удельный вес численности молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет, участвующих в деятельности молодежных общественных объединений, в общей численности молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет - 30%;
общая численность граждан Российской Федерации, вовлеченных центрами (сообществами, объединениями) поддержки добровольчества (волонтерства) на базе образовательных организаций, некоммерческих организаций, государственных и муниципальных учреждений, в добровольческую (волонтерскую) деятельность - 84000 чел.;
количество граждан, принявших участие в мероприятиях, направленных на укрепление гражданского единства и гармонизацию межнациональных отношений, удовлетворение этнокультурных потребностей народов, населяющих область, содействие формированию общероссийского гражданского самосознания - 110000 чел.;
доля граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных (межэтнических) отношений в Тамбовской области, в общей численности граждан Российской Федерации, проживающих в Тамбовской области - 80,3%;
уровень толерантного отношения к представителям другой национальности - 81%;
количество участников мероприятий, направленных на укрепление общероссийского гражданского единства - 70000 чел.
Тем не менее, существует ряд проблем и ограничений, обусловленных возникновением новых глобальных вызовов и противоречий, рожденных необходимостью реагировать на эти вызовы. Так, все более актуальной становится проблема морального лидерства и создания привлекательной идейной основы будущего мироустройства. На фоне кризиса западной либеральной модели рядом государств предпринимаются попытки целенаправленного размывания традиционных ценностей, искажения мировой истории, пересмотра взглядов на роль и место России в ней, реабилитации фашизма, разжигания межнациональных и межконфессиональных конфликтов. Проводятся информационные кампании, направленные на формирование враждебного образа России. Ограничивается использование русского языка, запрещается деятельность российских средств массовой информации и использование российских информационных ресурсов. Российские граждане и соотечественники, проживающие за рубежом, подвергаются дискриминации и открытому преследованию.
Недружественные страны пытаются использовать имеющиеся в Российской Федерации социально-экономические проблемы для разрушения ее внутреннего единства, инспирирования и радикализации протестного движения, поддержки маргинальных групп и раскола российского общества. Все более активно применяются непрямые методы, направленные на провоцирование долговременной нестабильности внутри Российской Федерации.
Деструктивные силы за рубежом и внутри страны предпринимают попытки использования объективных социально-экономических трудностей в Российской Федерации в целях стимулирования негативных социальных процессов, обострения межнациональных и межконфессиональных конфликтов, манипулирования в информационной сфере.
Развитие гражданских институтов в Тамбовской области сталкивается с хронической недостаточностью ресурсов, необходимых для устойчивого развития институтов гражданского общества.
Следствием этих проблем стали:
распространение в молодежной среде идеологии социального иждивенчества, конформизма, нежелания исполнять гражданские обязанности, принимать участие в решении злободневных социальных проблем;
миграция социально активного и образованного молодого населения за пределы области.
На фоне реализации целенаправленной политики по сдерживанию Российской Федерации жизненно важное значение для нашей страны приобретают укрепление ее суверенитета, независимости, государственной и территориальной целостности, защита традиционных духовно-нравственных основ российского общества, недопущение вмешательства во внутренние дела Российской Федерации.
Потенциал развития анализируемой сферы заключается в динамике роста институтов гражданского общества, расширении взаимодействия с Фондом-оператором президентских грантов по развитию гражданского общества и Президентским фондом культурных инициатив, укреплении межсекторного взаимодействия, комплексного включения добровольческого, молодежного, межнационального и межкультурного компонентов.