Действующий

О внесении изменения в государственную программу Хабаровского края "Развитие лесного хозяйства в Хабаровском крае", утвержденную постановлением Правительства Хабаровского края от 9 июня 2012 г. N 195-пр



1. Общая характеристика обоснования разработки государственной программы


Государственная программа определяет цели и задачи развития лесного хозяйства в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, кадрового, ресурсного обеспечения лесного хозяйства, механизмы реализации предусматриваемых мероприятий, показатели их результативности.


Реализация государственной программы направлена на формирование условий социально-экономического развития края в части обеспечения инновационного уровня использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов при безусловном сохранении их глобальной экологической значимости.


Леса на территории края - один из возобновляемых природных ресурсов, который удовлетворяет множественные потребности индустрии, общества и выполняет важнейшие средообразующие и средозащитные функции. На всех этапах развития лесного хозяйства организация устойчивого управления лесами, их многоцелевое, непрерывное и неистощительное использование являлись стратегически важной задачей.


Вносимые изменения в Лесной кодекс Российской Федерации значительно расширили возможности для повышения эффективности и объемов использования лесов, внедрения рыночных механизмов в лесное хозяйство. Однако до настоящего времени не удалось существенно повысить эффективность использования лесов, снизить уровень их повреждения в результате воздействия неблагоприятных факторов, достичь требуемого качества работ по воспроизводству лесов, снизить объемы нелегального оборота древесины.


Экстенсивное использование лесов в течение многих десятилетий, особенно с применением сплошных концентрированных рубок в лучших насаждениях хвойных пород, привело к существенному сокращению их площади и постоянному ухудшению качественного состава лесов в освоенной части территории лесного фонда. Наблюдается дефицит эксплуатационных запасов древесины в зонах расположения лесопромышленных предприятий и путей транспорта. Это требует в целях дальнейшей интенсификации использования лесов осуществления мероприятий по повышению их доступности и освоению новых лесных массивов через развитие транспортной инфраструктуры.


В местах интенсивного освоения лесов наблюдается изменение их ресурсного и экологического потенциала, сокращение видового и экосистемного разнообразия, что требует особого внимания в связи с необходимостью сохранения биологических ресурсов, смягчения глобальных изменений климата, соблюдения требований лесной сертификации.


В связи с недостаточным финансированием на охрану и защиту лесов сохраняются значительные объемы повреждения лесов и потери лесных ресурсов от пожаров, вредителей и болезней.


Ущерб от лесных пожаров, вредных организмов и других неблагоприятных факторов превышает величину общих расходов на охрану, защиту и воспроизводство лесов.


На охраняемой территории лесов ежегодно регистрируются сотни лесных пожаров, охватывающие значительные площади. За 2022 год зарегистрировано 577 лесных пожаров на площади 906,8 тысяч гектаров.


Недостаточное финансирование охраны лесов от пожаров и отсутствие эффективной системы федерального государственного пожарного надзора в лесах привело к многочисленным нарушениям правил пожарной безопасности, снижению до критического состояния уровня профилактики и тушения лесных пожаров, истощению материально-технической базы и сокращению кадрового потенциала лесной противопожарной службы.


Площадь погибших и поврежденных лесов на землях лесного фонда составляет 86,72 тыс. гектаров, площадь очагов вредных организмов, требующих мер борьбы, составляет 6,37 тыс. гектаров и к 2025 году может сохраниться на прежнем уровне из-за низкого уровня финансирования лесозащитных мероприятий в крае, отсутствия необходимой нормативной технической базы, кадровых проблем. Постоянно сокращается перечень средств защиты леса от вредных организмов, особенно в части экологически безопасных и эффективных биологических препаратов. Объемы мероприятий по наземной локализации и ликвидации очагов вредных организмов в лесах сократились. Такое состояние лесозащиты способно привести из-за несвоевременности выявления вспышек массового размножения опасных лесных вредителей (сибирский шелкопряд, чехлоноска и др.) и оценки их последствий к катастрофическим повреждениям лесов на значительных площадях.


Хабаровский край в силу своего географического расположения, лесорастительных условий и близости к одному из основных зарубежных потребителей лесоматериалов - Китаю является одним из привлекательных регионов для незаконной добычи древесных ресурсов и отгрузки их на экспорт.


К системным проблемам, сдерживающим эффективное лесоуправление, относятся недостаточная точность оценки лесоресурсного потенциала, недостаточная результативность контроля использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, относительно низкий уровень использования современных технологий в лесном хозяйстве, в том числе информационных.


В настоящее время более 85 процентов лесной территории имеет давность лесоустроительных работ свыше 10 лет. Требуется модернизация лесоустроительных работ на основе дальнейшего использования современных дистанционных методов зондирования поверхности земли, инновационных разработок при актуализации таксационных и картографических баз данных.