3.1. Приоритеты развития края
В меняющихся геостратегических условиях Хабаровский край приобретает новый экономический и инвестиционный потенциал развития, в том числе связанный с переориентацией мощных товарных потоков, инвестиций с европейского на азиатское направление, возрастает роль Хабаровского края как одного из транспортных и логистических центров Российской Федерации на Дальнем Востоке.
Опорным пространственным каркасом развития Хабаровского края выступают пять полюсов (центров) развития: Южный приграничный полюс, включающий в себя Хабаровскую агломерацию, Средне-Амурский полюс (агломерация "Комсомольск-на-Амуре - Амурск - Солнечный"), Южно-Охотский полюс (включает Ванино-Советско-Гаванский транспортно-промышленный узел), Николаевский центр развития, Верхнебуреинский центр развития" (далее - Южный приграничный полюс, Средне-Амурский полюс, Южно-Охотский полюс соответственно).
Такой подход обеспечивает сравнительную экономию на инфраструктурное обустройство обширной территории края, опору на сложившиеся зоны расселения, использование выгод логистического обеспечения товаропотоков, приоритетность концентрации преференциальных режимов привлечения инвестиций.
Южный приграничный полюс - центр транспортной и коммерческой логистики Дальнего Востока, обеспечивающий стабильные связи края с регионами страны и странами Азиатско-Тихоокеанского региона, промышленный и деловой центр с развитой производственной сферой и сферой услуг, среди которых большое значение имеют услуги образования, здравоохранения, туризма, коммерциализации научных и инновационных разработок. На территории полюса действует территория опережающего развития "Хабаровск" (далее - ТОР "Хабаровск").
Часть территории Южного приграничного полюса относится к приграничным территориям, прилегающим к государственной границе Российской Федерации с Китайской Народной Республикой. Мощным ресурсом для укрепления потенциала полюса выступает совместное с Китайской Народной Республикой освоение острова Большой Уссурийский, включая открытие грузопассажирского пункта пропуска. Перспективы развития острова связаны прежде всего с интеграцией в сеть автомобильных дорог края и выходом на федеральные трассы.
Средне-Амурский полюс - индустриальный и инженерный центр национального значения на Дальнем Востоке, имеющий необходимые условия и потенциал для развития высокотехнологичных производств в области обрабатывающей промышленности (авиастроение, судостроение, металлургия, общее машиностроение, нефтеперерабатывающей промышленности, деревообработка) и инжиниринга. Действующие преференциальные режимы, в том числе площадки территории опережающего развития "Комсомольск" (далее - ТОР "Комсомольск"), кадровый и ресурсный потенциал агломерации способствуют реализации крупных промышленных и перерабатывающих проектов.
Южно-Охотский полюс специализируется на оказании транспортно-логистических услуг и промышленной переработке ресурсов и транзитных грузов. На территории полюса расположены конечный пункт Байкало-Амурской железнодорожной магистрали и морские порты, действует режим свободного порта Владивосток (далее также - СПВ). Полюс получает развитие за счет строительства новых транспортно-перегрузочных комплексов и терминалов для перевалки различных видов грузов, а также развития континентальной транспортно-энергетической инфраструктуры. Имеются перспективы развития экспортоориентированных крупных производств по переработке морских биоресурсов, сборочных производств, судостроения.
Верхнебуреинский центр развития - промышленный центр добычи и переработки природных ресурсов, в том числе специализируется на добыче и переработке каменных углей (Верхнебуреинский угольный бассейн, горно-обогатительный комбинат в пос. Чегдомын). Действует площадка ТОР "Комсомольск".
Николаевский центр развития - зона развития с рыбоперерабатывающей и горнодобывающей специализацией. Ведется добыча и переработка морских биоресурсов, судоремонт. Действуют площадки территории опережающего развития "Николаевск" (далее - ТОР "Николаевск").
Приоритетными (флагманскими) направлениями инвестиционного развития Хабаровского края на период до 2026 года и на перспективу до 2030 года определены:
- производство машин и оборудования;
- производство металлургическое;
- производство резиновых и пластмассовых изделий;
- производство химических веществ и химических продуктов;