Институты гражданского общества занимают особое место в механизме обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина.
Область является многонациональным и поликонфессиональным субъектом Российской Федерации, в котором проживают представители более 100 национальностей при численном доминировании представителей русского народа. Основная часть верующих, проживающих в области, относит себя к православным. Этническое, религиозное и культурное многообразие является ресурсом развития области, а систематическая работа по поддержанию баланса интересов различных этнокультурных и религиозных сообществ дает результат, проявляющийся в сохранении межнационального и межконфессионального мира в обществе. В то же время современными тенденциями, ведущими к разобщению в мировом сообществе, являются обострение межэтнических и межконфессиональных противоречий, рост нетерпимости и экстремизма, в том числе и в странах, обладающих высоким качеством жизни. Эти противоречия возникают на фоне социального расслоения в обществе, нарастания трудовой миграции, столкновений религиозной и светской парадигм, отсутствия оптимальной модели гармоничного соотношения прав большинства и меньшинства.
Деятельность СОНКО призвана способствовать социальной стабильности, экономическому росту, развитию инновационных технологий, сохранению и приумножению образовательного, культурного, научного, духовного потенциала общества, реализации профессиональных и общественных интересов населения, защите прав и свобод человека и гражданина, экологической безопасности.
На 31 декабря 2022 года в области зарегистрировано 288 некоммерческих организаций, в том числе: общественные организации, общественно-государственные объединения, общественные движения, общественные фонды, национально-культурные автономии и национальные общественные объединения, религиозные организации, профессиональные союзы, региональные отделения политических партий, иные некоммерческие организации.
Формирование гражданского общества зависит не только от количества СОНКО и их активности, но и от наличия эффективных механизмов взаимодействия органов исполнительной власти области, формируемых правительством области (далее - органы исполнительной власти), структурных подразделений аппарата губернатора и правительства области, органов местного самоуправления муниципальных образований области (далее - органы местного самоуправления) с СОНКО при решении социально-экономических проблем.
Анализ факторов, снижающих вероятность полной реализации государственной программы путем достижения поставленных целей и решения задач, определяет необходимость рассмотрения и своевременной нейтрализации риска недостаточного обеспечения финансирования государственной программы. Риск недостаточного обеспечения финансирования государственной программы возникает в результате значительного срока реализации государственной программы. При этом, учитывая сложившуюся сегодня систему 3-летнего бюджетного планирования и наличие политической воли государства, риск сбоев в реализации государственной программы в результате недофинансирования можно считать умеренным. В связи с этим можно оценить этот риск как средний.
Настоящая государственная программа позволит мобилизовать имеющиеся в распоряжении органов исполнительной власти, структурных подразделений аппарата губернатора и правительства области, органов местного самоуправления ресурсы и обеспечить координацию их использования для достижения целей и задач государственной политики области в сфере содействия развитию институтов и инициатив гражданского общества.