Действующий

Об утверждении стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года



6.3.5. Формирование комфортной городской среды


В 2017 году ежегодным посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 1 декабря 2016 года дан старт Федеральному проекту "Формирование комфортной городской среды" национального проекта "Жилье и городская среда", который должен переломить негативные тенденции по развитию городской среды и стать поворотным пунктом в истории отечественного благоустройства, а также важнейшим ресурсом в организации взаимодействия и повышения доверия населения к власти. В этом документе впервые предусмотрен комплекс новых подходов к формированию современной городской среды, которые предполагают:


- широкое участие населения в проектах благоустройства, привлечение общественных структур и представителей бизнеса в эти процессы;


- принятие новых или актуализация действующих правил благоустройства территорий поселений;


- формирование пятилетних региональных и муниципальных программ формирования комфортной городской среды по каждому поселению в России;


- разработка индекса качества городской среды;


- создание федерального реестра лучших реализованных проектов по благоустройству с целью распространения передового опыта в сфере благоустройства и обеспечению приоритетного финансирования, а также ряд других.


Постановлением Правительства Белгородской области от 25 августа 2017 года N 329-пп утверждена государственная программа Белгородской области "Формирование современной городской среды на территории Белгородской области", целью которой является повышение уровня благоустройства, качества и комфорта территорий муниципальных образований на территории области.


Для оценки динамики изменений Минстроем России был разработан специальный индекс, который оценивает качество городской среды на основе 36 индикаторов.


Комфортная городская среда обитания - это все городское естественно-природное пространство в определенных административных границах и совокупность застройки этого пространства зданиями и сооружениями, наполнение его предметами и знаками, позволяющими в полной мере удовлетворить индивидуальные и социальные потребности населения, что в итоге должно привести к повышению качества жизни населения. Однако, в современных реалиях, существует ряд проблем с формированием комфортной городской среды. Это связано, в первую очередь, с тем, что образование большинства городов Белгородской области происходило в советский период или подвергались перестройке, чтобы соответствовать советским нормам. Такие города создавались исключительно как рабочие поселки, необходимые для обслуживания промышленных объектов. Архитектурный облик городов создавался типовыми монолитными и панельными невзрачными домами. При строительстве жилых кварталов не учитывались индивидуальные и общественные потребности людей.


Необходимость модернизации и благоустройства городского пространства обусловлена множеством причин. Сегодня комфортная городская среда предопределяет темп развития региона. Однако, существует ряд факторов, которые встают на пути формирования комфортного пространства на территории Белгородской области.


Вызовами являются:


- муниципальные программы благоустройства в настоящее время носят фрагментарный характер, поскольку построены по принципу приложения сил к таким территориальным единицам благоустройства, как "двор" и "общественная зона" (в виде отдельного парка, сквера, набережной и т.п.). Мало проектов комплексного благоустройства на несколько прилегающих дворов. Не хватает проектов "маршрутоориентированного" благоустройства территорий вдоль популярных маршрутов следования горожан (например, на всем пути от школы до жилого массива, вдоль дороги к водоему и т.д.);


- дизайн-проектов для качественного благоустройства дворов недостаточно, поскольку такие дизайн-проекты, как правило, составляются без учета геодезии благоустраиваемых территорий, расположения проложенных коммуникаций, схем размещения контейнерных площадок и др., которые обязательно учитываются при разработке проектно-сметной документации;


- не уделяется достаточно внимания благоустройству городских территорий, прилегающих к индивидуальным жилым домам (тротуар, единый забор и т.д.), поскольку такие территории не относятся ни к общественным зонам, ни к дворовым территориям многоквартирных домов. Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что вопросы содержания прилегающих к зданиям территорий определяется местными правилами благоустройства. Сегодня проблема благоустройства таких участков не менее актуальна, чем благоустройство дворов многоквартирных домов;