Действующий

Об утверждении стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года



6.3.1. Теплоснабжение


Текущее состояние систем централизованного теплоснабжения Белгородской области характеризуется повышенной степенью физического износа основных фондов. В связи с этим снижаются показатели надежности, энергоэффективности и экологичности, увеличиваются потери в тепловых сетях. Для решения этой проблемы необходимо обеспечить модернизацию действующих мощностей, в том числе посредством технического перевооружения с установкой энергоэффективного оборудования и резервом тепловых мощностей под перспективные объекты капитального строительства.


Вызовами являются:


- рост изношенности и аварийности объектов теплосетевого комплекса, высокий уровень потерь тепловой энергии при выработке и передаче конечному потребителю;


- отсутствие комплексного и системного решения вопросов, связанных с дальнейшим развитием теплоэнергетического комплекса Белгородской области и его модернизацией, не позволит производить ресурсы и предоставлять коммунальные услуги в качестве, необходимом для удовлетворения потребности населения в комфортном проживании. При степени износа оборудования, превышающего в среднем 65 процентов, непроизводительные потери энергоресурсов увеличиваются до 15 - 20 процентов, возрастает количество сбоев и аварийных ситуаций. Так, уровень износа объектов коммунальной инфраструктуры продолжит увеличиваться и может достигнуть к 2025 году 75 процентов, что приведет к увеличению количества технологических отказов и аварий в системах теплоснабжения и, как следствие, к снижению качества коммунальных услуг, предоставляемых потребителям;


- дефицит источников финансирования (тарифных, нетарифных, внебюджетных) для обеспечения необходимых темпов модернизации систем централизованного теплоснабжения. Средства организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, а также средства бюджетов муниципальных образований Белгородской области и бюджета Белгородской области направляются не на строительство и реконструкцию систем коммунальной инфраструктуры, а на ремонтные работы, включая аварийно-восстановительные. В свою очередь, это будет являться постоянным источником роста расходов на производство жилищно-коммунальных услуг и тарифов для населения;


- эксплуатация неэффективных отопительных котельных. В значительной степени убыточность котельных связана с использованием устаревшего неэффективного оборудования, что, в свою очередь, приводит к завышенным удельным затратам на использованное топливо. В структуре себестоимости предприятий тепловой генерации расходы на закупку топлива варьируются в диапазоне 50 - 65 процентов в зависимости от источника теплоснабжения;


- низкое качество оказываемых услуг. При регулярных перебоях в поставке, а также при условии ежегодного опережающего роста тарифов на услуги в сфере жилищно-коммунального хозяйства ведет к росту недовольства граждан, выражающегося в том числе в неполной оплате потребленных коммунальных услуг. Низкий уровень собираемости платежей за оказанные коммунальные услуги, а также государственное ограничение роста тарифов на соответствующие услуги при сохранении высокого уровня износа основных фондов создают условия, при которых деятельность ресурсоснабжающих организаций становится нерентабельной, а вложение инвестиций - рискованным и нецелесообразным.


Задачами являются:


- доведение темпов замены сетей теплоснабжения до уровня не менее 5 процентов в год;


- снижение потерь, повышение энергетической эффективности сферы теплоснабжения и снижение аварийности на сетях теплоснабжения, отапливающих котельных и других объектов капитального строительства сферы теплоснабжения;


- повышение эффективности тарифных источников финансирования капитальных затрат и бюджетных инвестиций, повышение инвестиционной привлекательности отрасли для частных инвесторов;


- повышение качества оказываемых услуг, увеличение роста собираемости платежей за тепловую энергию, информационно-разъяснительная работа.


Предусмотрены следующие мероприятия:


- проведение оценки состояния систем теплоснабжения на постоянной основе, паспортизация оборудования;