На территории Белгородской области расположен 5681 многоквартирный дом общей площадью свыше 26330 тыс. кв. м, из них 5231 многоквартирный дом находятся на обслуживании 143 управляющих организаций, 96 многоквартирных домов - под управлением 75 товариществ собственников жилья и жилищно-строительных кооперативов, 354 имеют непосредственный способ управления.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, предоставленной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 года N 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и об осуществлении регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, в котором определены лицензионные требования к управляющим организациям.
По состоянию на декабрь 2022 года выдано 250 лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Доля многоквартирных домов (далее - МКД), в отношении которых выбран и реализован способ управления, составляет 100 процентов.
Проблемами в сфере управления жилищным фондом являются:
- конкуренция на рынке управления МКД находится на недостаточно эффективном уровне;
- нехватка у управляющих организаций средств на надлежащее содержание домов и выполнение всех установленных требований вследствие отсутствия в договорах управления МКД условий о порядке определения размера платы за содержание жилого помещения на весь срок действия договора (о стоимости плановых и внеплановых услуг и работ, об индексации), отсутствие продуманного перечня услуг и работ по управлению, содержанию и текущему ремонту общего имущества в конкретных МКД, отказ собственников от принятия предлагаемых решений о дополнительных расходах на содержание общего имущества (например, на устранение аварий, модернизацию общего имущества) в связи с трудностями созыва и проведения общих собраний не влекут для собственников никаких неблагоприятных последствий.
Вызовами являются:
- наличие в большинстве МКД многосубъектной общей долевой собственности на общее имущество. Это влечет необходимость принятия всеми собственниками помещений совместных решений по вопросам выбора способа управления и впоследствии управления домами на своих общих собраниях. Но процедуры созыва и проведения таких собраний сильно осложнены;
- недостаточная эффективность управляющих организаций, обусловленная недостатками применяемых методов ценового регулирования, отсутствием у управляющих организаций мотивации к снижению затрат, повышению энергоэффективности и внедрению новых технологий;
- привлечение управляющими организациями при выполнении работ по содержанию и ремонту общего имущества МКД низкоквалифицированного персонала в связи с низким уровнем размера платы за содержание жилья и, как следствие, отсутствие возможности достойно оплачивать результаты выполненных работ. Данный факт приводит к низкому качеству выполненных работ и оказываемых услуг управляющими организациями;
- собственники помещений, не принимая необходимых решений по утверждению экономически обоснованного размера платы за содержание жилья, по одиночке обращаются с заявлениями в управление государственного жилищного надзора Белгородской области, которые возлагают на управляющие организации требования по осуществлению полного перечня работ, предусмотренных соответствующими нормативными требованиями, что не основывается на обязательствах управляющих организаций по утвержденным договорам управления МКД, не подкреплено ни заказом необходимых услуг и работ, ни адекватным размером платы.
Задачами являются: