Действующий

О внесении изменения в приказ министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области от 6 декабря 2019 года N 606



ВВЕДЕНИЕ


Одной из глобальных проблем человечества является производство отходов, которое во всем мире нарастает темпами, опережающими их переработку, обезвреживание и утилизацию.


Ежегодно в Российской Федерации образуется около 6,3 <1> миллиарда тонн (среднегодовое значение за период 2016 - 2018 гг.) бытовых, сельскохозяйственных, промышленных и иных видов отходов, из которых 55 - 60 млн. тонн составляют ТКО. Увеличивается количество отходов, которые не вовлекаются во вторичный хозяйственный оборот, а размещаются на полигонах и свалках, что приводит к выводу продуктивных сельскохозяйственных угодий из оборота. Около 15000 санкционированных объектов размещения отходов занимают территорию общей площадью примерно 4 млн. гектаров, и эта территория ежегодно увеличивается на 300 - 400 тыс. гектаров <2>.


________________


<1> Росстат/Официальная статистика/Окружающая среда/Отходы производства и потребления/Образование, использование, обезвреживание и размещение отходов производства и потребления в Российской Федерации за период 2003 - 2018 гг.


<2> Пункт 11 Указа Президента РФ от 19.04.2017 N 176 "О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года".


В настоящее время на федеральном и региональных уровнях разработаны и утверждены новые и актуализируются действующие НПА, направленные на решение основных проблем в области обращения с отходами: отсутствие отлаженной системы учета предприятиями и контролирующих органами образования и размещения отходов; несовершенство системы сбора и удаления ТКО; отсутствие оборудованных по современным требованиям полигонов и других мест размещения отходов, включая технологические решения по экологически безопасному размещению и переработке и утилизации; значительная захламленность бытовым и производственным мусором, территорий населенных пунктов, лесных массивов, поймы рек и водоемов, зон вблизи промышленных предприятий и частного сектора; недостаточно активное внедрение передовых технологий по переработке отходов производства и потребления.


Стратегия развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года направлена на формирование и перспективное развитие отрасли промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов, объединяющей в своей инфраструктуре:


- хозяйствующие субъекты, реализующие деятельность по созданию, производству и выпуску техники, технологий, установок, оборудования для обработки, утилизации и обезвреживания отходов;


- научно-исследовательские, опытно-конструкторские организации, учреждения, занятые в сфере разработки инновационных технологий ресурсосбережения, обработки, утилизации и обезвреживания отходов;


- хозяйствующие субъекты одной или нескольких отраслей экономики, осуществляющие деятельность в области обработки, утилизации и обезвреживания отходов, производства продукции из вторичного сырья.


Территориальная схема обращения с отходами на территории Оренбургской области должна строиться на основе следующих принципов:


1. Максимальное использование ресурсного потенциала отходов. Данный принцип предполагает исключение захоронения отходов, обладающих ресурсным потенциалом, путем построения системы, направленной на извлечение максимального количества вторичного сырья за счет внедрения раздельного сбора, современных систем сортировки отходов, создания производств по переработке вторсырья.


2. Минимизация количества отходов, направляемых на захоронение. Реализация данного принципа осуществляется с целью снижения негативного воздействия объектов размещения отходов на окружающую среду за счет отбора утильных фракций в виде вторичного сырья.


3. Укрупнение объектов обращения с отходами с целью повышения экономической эффективности инвестиций в развитие отрасли, строительства более совершенных объектов и минимизации негативного воздействия на окружающую среду. Данный принцип подразумевает строительство межмуниципальных объектов. Ограничением при реализации данного принципа является необходимость обеспечения оптимальной логистической доступности объектов с целью сохранения надежности функционирования системы удаления отходов и минимизации расходов населения на оплату услуг.