ПРАВИТЕЛЬСТВО ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 марта 2023 года N 321


Об утверждении региональной программы по модернизации систем коммунальной инфраструктуры на территории Вологодской области на 2023 - 2027 годы

(с изменениями на 16 сентября 2024 года)

(в ред. постановлений Правительства Вологодской области от 27.07.2023 N 853, от 11.09.2023 N 1048, от 16.11.2023 N 1266, от 01.02.2024 N 105, от 28.02.2024 N 221, от 01.07.2024 N 762, от 16.09.2024 N 1129)




В соответствии с пунктом 2 перечня поручений по итогам заседания президиума Госсовета, утвержденного Президентом Российской Федерации 24 августа 2022 года N Пр-1483ГС, с учетом Правил предоставления публично-правовой компанией "Фонд развития территорий" финансовой поддержки бюджетам субъектов Российской Федерации за счет средств публично-правовой компании "Фонд развития территорий" на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры на 2023 - 2027 годы, методических рекомендаций по подготовке региональной программы по модернизации коммунальной инфраструктуры, утвержденных президиумом (штабом) Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации, Правительство области постановляет:


1. Утвердить прилагаемую региональную программу "Модернизация систем коммунальной инфраструктуры на территории Вологодской области на 2023 - 2027 годы".


2. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований области, на территории которых планируется реализация мероприятий по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, включенных в региональную программу:


2.1. По мероприятиям 2023 года не позднее 13 сентября 2023 года представить в адрес Департамента топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования области сметы на капитальный ремонт линейных объектов коммунальной инфраструктуры с положительным заключением государственной экспертизы о проверке достоверности определения сметной стоимости.


(в ред. постановления Правительства Вологодской области от 16.11.2023 N 1266)


2.2. Ежегодно актуализировать схемы теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения на предмет соответствия мероприятий региональной программы указанным схемам.


(п. 2 в ред. постановления Правительства Вологодской области от 11.09.2023 N 1048)


3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора области Е.М. Мазанову.


(в ред. постановления Правительства Вологодской области от 28.02.2024 N 221)


Справку о ходе исполнения настоящего постановления представлять ежегодно до 1 апреля года, следующего за отчетным.


Справку об исполнении настоящего постановления представить к 1 апреля 2028 года.


(п. 3 в ред. постановления Правительства Вологодской области от 11.09.2023 N 1048)


4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия и подлежит размещению (опубликованию) на Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru).



Губернатор области
О.А.КУВШИННИКОВ



Утверждена
Постановлением
Правительства области
от 13 марта 2023 г. N 321



РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА "МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМ КОММУНАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ НА ТЕРРИТОРИИ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2023 - 2027 ГОДЫ" (ДАЛЕЕ - ПРОГРАММА)

(в ред. постановлений Правительства Вологодской области от 27.07.2023 N 853, от 16.11.2023 N 1266, от 01.02.2024 N 105, от 01.07.2024 N 762, от 16.09.2024 N 1129)

Ответственный исполнитель Программы

Департамент топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования области

Участники региональной программы

муниципальные образования области (городские округа, муниципальные районы и округа)

Цель Программы

повышение качества и надежности предоставления коммунальных услуг

Задача Программы

повышение эффективности использования систем коммунальной инфраструктуры

Срок реализации Программы

2023 - 2027 годы

Целевые показатели (индикаторы) Программы

увеличение численности населения, для которого улучшится качество коммунальных услуг, чел.;

увеличение протяженности замены инженерных сетей, км;

снижение аварийности коммунальной инфраструктуры, %

Финансирование Программы <*>

общий объем средств на реализацию Программы - 286425,1 тыс. рублей, в том числе:

2023 год - 226872,9 тыс. рублей;

2024 год - 59552,2 тыс. рублей;

2025 год - 0,0 тыс. рублей;

2026 год - 0,0 тыс. рублей;

2027 год - 0,0 тыс. рублей,

из них:

средства финансовой поддержки публично-правовой компании "Фонд развития территорий" (далее - ППК "Фонд развития территорий") - 183300,0 тыс. рублей, в том числе:

2023 год - 145189,0 тыс. рублей;

2024 год - 38111,0 тыс. рублей;

2025 год - 0,0 тыс. рублей;

2026 год - 0,0 тыс. рублей;

2027 год - 0,0 тыс. рублей;

собственные доходы областного бюджета - 97757,8 тыс. рублей, в том числе:

2023 год - 77047,4 тыс. рублей;

2024 год - 20710,4 тыс. рублей;

2025 год - 0,0 тыс. рублей;

2026 год - 0,0 тыс. рублей;

2027 год - 0,0 тыс. рублей;

собственные доходы местных бюджетов - 5367,3 тыс. рублей, в том числе:

2023 год - 4636,5 тыс. рублей;

2024 год - 730,8 тыс. рублей;

2025 год - 0,0 тыс. рублей;

2026 год - 0,0 тыс. рублей;

2027 год - 0,0 тыс. рублей;

внебюджетные источники - 0,0 тыс. рублей

(в ред. постановления Правительства Вологодской области от 16.09.2024 N 1129)

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

к 2027 году планируется достижение целевых показателей:

увеличение численности населения, для которого улучшится качество коммунальных услуг, на 3072 чел.;

увеличение протяженности замены инженерных сетей до 27,79 км;

снижение аварийности коммунальной инфраструктуры на 11,0%

(в ред. постановления Правительства Вологодской области от 16.09.2024 N 1129)


________________


* Объемы и сроки финансирования указаны справочно и могут корректироваться в соответствии с законами (решениями) о федеральном, областном и (или) местном бюджетах на соответствующий финансовый год и плановый период.



1. Текущее техническое состояние систем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения


Численность населения городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений, городских населенных пунктов, сельских населенных пунктов области по итогам Всероссийской переписи населения 2020 года составляет 1142827 человек.


По состоянию на 1 января 2022 года на территории области 672 источника тепла различных форм собственности обеспечивают тепловой энергией жилищный фонд и объекты социальной сферы. Общая мощность источников - 4991,3 Гкал/час, в том числе в городах и поселках городского типа - 3990,7 Гкал/час, в сельских населенных пунктах - 1000,6 Гкал/час.


Протяженность тепловых и паровых сетей в двухтрубном исчислении составляет 1819,9 км, в том в городах и поселках городского типа - 1271,36 км, в сельских населенных пунктах - 548,54 км.


Удельный вес сетей, нуждающихся в замене, в общем протяжении всех тепловых сетей составляет 48,8%, в том в городах и поселках городского типа - 54,2%, в сельских населенных пунктах - 36,3%.


Фактические тепловые потери в тепловых сетях муниципальных образований области составляют 20 - 40%, что превышает нормативные потери в несколько раз.


В соответствии с данными инвентаризации 2021 года коммунальная инфраструктура в сфере водоснабжения Вологодской области включает в себя:


водозаборы - 807 ед.;


очистные сооружения водопровода - 44 ед.;


водопроводные сети - 4349,71 км.


Износ основных фондов инженерных сетей и сооружений достигает 40 - 60% и более.


Процент объектов инфраструктуры, износ которых превышает 60%, увеличился в среднем на 1,1% в период с 2021 по 2022 год.


Потери при транспортировке воды в сетях водоснабжения по области составляют порядка 20%.


Для снижения объемов потерь в сетях и надежности водоснабжения требуются капитальный ремонт и реконструкция сетевого хозяйства.


Для увеличения доли централизованного водоснабжения - строительство новых сетей и насосных станций.


На территории области эксплуатируются более 2 тыс. км канализационных сетей (2007,06 км - самотечные, 342,86 км - напорные), 169 очистных сооружений и их элементов и 311 канализационных насосных станций.


Износ объектов водоотведения составляет 70%.


Наиболее распространенные причины образования ненормативных сточных вод - это:


устаревшее оборудование;


неэффективные методы очистки;


отсутствие обеззараживания сточных вод;


изменение состава сточных вод;


отсутствие ОСК и сетей;


высокий процент износа сетей.


Для снижения объемов загрязненных сточных вод необходимы модернизация и строительство очистных сооружений канализации (далее - ОСК);


для надежности сетевого хозяйства - замена сетей водоотведения;


для увеличения доли централизованного водоотведения - строительство новых сетей.


Значительная часть систем и объектов жилищно-коммунального хозяйства нуждается в качественной технологической модернизации с привлечением существенного объема инвестиций. Причиной такого положения в первую очередь является недостаточная эффективность деятельности организаций и предприятий жилищно-коммунального хозяйства, обусловленная недостатками применяемых методов ценового регулирования, отсутствием мотивации к снижению затрат, повышению энергоэффективности систем инженерно-технического обеспечения и внедрению новых технологий при их строительстве и эксплуатации, а также отсутствие сформированной системы технического обследования объектов коммунальной инфраструктуры и жилищного фонда.


Актуальной остается проблема ветшания сетей инженерно-технического обеспечения. Более 50% линейных объектов сферы жилищно-коммунального хозяйства нуждается в замене (5099,8 из 8519,5 км сетей), в том числе:


сетей водоснабжения 66,7% (2901,3 км из 4349,71 км);

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»