(с изменениями на 16 сентября 2024 года)
(в ред. постановлений Правительства Вологодской области от 27.07.2023 N 853, от 11.09.2023 N 1048, от 16.11.2023 N 1266, от 01.02.2024 N 105, от 28.02.2024 N 221, от 01.07.2024 N 762, от 16.09.2024 N 1129)
В соответствии с пунктом 2 перечня поручений по итогам заседания президиума Госсовета, утвержденного Президентом Российской Федерации 24 августа 2022 года N Пр-1483ГС, с учетом Правил предоставления публично-правовой компанией "Фонд развития территорий" финансовой поддержки бюджетам субъектов Российской Федерации за счет средств публично-правовой компании "Фонд развития территорий" на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры на 2023 - 2027 годы, методических рекомендаций по подготовке региональной программы по модернизации коммунальной инфраструктуры, утвержденных президиумом (штабом) Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации, Правительство области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую региональную программу "Модернизация систем коммунальной инфраструктуры на территории Вологодской области на 2023 - 2027 годы".
2. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований области, на территории которых планируется реализация мероприятий по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, включенных в региональную программу:
2.1. По мероприятиям 2023 года не позднее 13 сентября 2023 года представить в адрес Департамента топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования области сметы на капитальный ремонт линейных объектов коммунальной инфраструктуры с положительным заключением государственной экспертизы о проверке достоверности определения сметной стоимости.
(в ред. постановления Правительства Вологодской области от 16.11.2023 N 1266)
2.2. Ежегодно актуализировать схемы теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения на предмет соответствия мероприятий региональной программы указанным схемам.
(п. 2 в ред. постановления Правительства Вологодской области от 11.09.2023 N 1048)
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора области Е.М. Мазанову.
(в ред. постановления Правительства Вологодской области от 28.02.2024 N 221)
Справку о ходе исполнения настоящего постановления представлять ежегодно до 1 апреля года, следующего за отчетным.
Справку об исполнении настоящего постановления представить к 1 апреля 2028 года.
(п. 3 в ред. постановления Правительства Вологодской области от 11.09.2023 N 1048)
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия и подлежит размещению (опубликованию) на Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru).
Губернатор области
О.А.КУВШИННИКОВ
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА "МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМ КОММУНАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ НА ТЕРРИТОРИИ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2023 - 2027 ГОДЫ" (ДАЛЕЕ - ПРОГРАММА)
(в ред. постановлений Правительства Вологодской области от 27.07.2023 N 853, от 16.11.2023 N 1266, от 01.02.2024 N 105, от 01.07.2024 N 762, от 16.09.2024 N 1129)
Ответственный исполнитель Программы | Департамент топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования области |
Участники региональной программы | муниципальные образования области (городские округа, муниципальные районы и округа) |
Цель Программы | повышение качества и надежности предоставления коммунальных услуг |
Задача Программы | повышение эффективности использования систем коммунальной инфраструктуры |
Срок реализации Программы | 2023 - 2027 годы |
Целевые показатели (индикаторы) Программы | увеличение численности населения, для которого улучшится качество коммунальных услуг, чел.; увеличение протяженности замены инженерных сетей, км; снижение аварийности коммунальной инфраструктуры, % |
Финансирование Программы <*> | общий объем средств на реализацию Программы - 286425,1 тыс. рублей, в том числе: 2023 год - 226872,9 тыс. рублей; 2024 год - 59552,2 тыс. рублей; 2025 год - 0,0 тыс. рублей; 2026 год - 0,0 тыс. рублей; 2027 год - 0,0 тыс. рублей, из них: средства финансовой поддержки публично-правовой компании "Фонд развития территорий" (далее - ППК "Фонд развития территорий") - 183300,0 тыс. рублей, в том числе: 2023 год - 145189,0 тыс. рублей; 2024 год - 38111,0 тыс. рублей; 2025 год - 0,0 тыс. рублей; 2026 год - 0,0 тыс. рублей; 2027 год - 0,0 тыс. рублей; собственные доходы областного бюджета - 97757,8 тыс. рублей, в том числе: 2023 год - 77047,4 тыс. рублей; 2024 год - 20710,4 тыс. рублей; 2025 год - 0,0 тыс. рублей; 2026 год - 0,0 тыс. рублей; 2027 год - 0,0 тыс. рублей; собственные доходы местных бюджетов - 5367,3 тыс. рублей, в том числе: 2023 год - 4636,5 тыс. рублей; 2024 год - 730,8 тыс. рублей; 2025 год - 0,0 тыс. рублей; 2026 год - 0,0 тыс. рублей; 2027 год - 0,0 тыс. рублей; внебюджетные источники - 0,0 тыс. рублей |
(в ред. постановления Правительства Вологодской области от 16.09.2024 N 1129) | |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | к 2027 году планируется достижение целевых показателей: увеличение численности населения, для которого улучшится качество коммунальных услуг, на 3072 чел.; увеличение протяженности замены инженерных сетей до 27,79 км; снижение аварийности коммунальной инфраструктуры на 11,0% |
(в ред. постановления Правительства Вологодской области от 16.09.2024 N 1129) |
________________
* Объемы и сроки финансирования указаны справочно и могут корректироваться в соответствии с законами (решениями) о федеральном, областном и (или) местном бюджетах на соответствующий финансовый год и плановый период.
Численность населения городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений, городских населенных пунктов, сельских населенных пунктов области по итогам Всероссийской переписи населения 2020 года составляет 1142827 человек.
По состоянию на 1 января 2022 года на территории области 672 источника тепла различных форм собственности обеспечивают тепловой энергией жилищный фонд и объекты социальной сферы. Общая мощность источников - 4991,3 Гкал/час, в том числе в городах и поселках городского типа - 3990,7 Гкал/час, в сельских населенных пунктах - 1000,6 Гкал/час.
Протяженность тепловых и паровых сетей в двухтрубном исчислении составляет 1819,9 км, в том в городах и поселках городского типа - 1271,36 км, в сельских населенных пунктах - 548,54 км.
Удельный вес сетей, нуждающихся в замене, в общем протяжении всех тепловых сетей составляет 48,8%, в том в городах и поселках городского типа - 54,2%, в сельских населенных пунктах - 36,3%.
Фактические тепловые потери в тепловых сетях муниципальных образований области составляют 20 - 40%, что превышает нормативные потери в несколько раз.
В соответствии с данными инвентаризации 2021 года коммунальная инфраструктура в сфере водоснабжения Вологодской области включает в себя:
водозаборы - 807 ед.;
очистные сооружения водопровода - 44 ед.;
водопроводные сети - 4349,71 км.
Износ основных фондов инженерных сетей и сооружений достигает 40 - 60% и более.
Процент объектов инфраструктуры, износ которых превышает 60%, увеличился в среднем на 1,1% в период с 2021 по 2022 год.
Потери при транспортировке воды в сетях водоснабжения по области составляют порядка 20%.
Для снижения объемов потерь в сетях и надежности водоснабжения требуются капитальный ремонт и реконструкция сетевого хозяйства.
Для увеличения доли централизованного водоснабжения - строительство новых сетей и насосных станций.
На территории области эксплуатируются более 2 тыс. км канализационных сетей (2007,06 км - самотечные, 342,86 км - напорные), 169 очистных сооружений и их элементов и 311 канализационных насосных станций.
Износ объектов водоотведения составляет 70%.
Наиболее распространенные причины образования ненормативных сточных вод - это:
устаревшее оборудование;
неэффективные методы очистки;
отсутствие обеззараживания сточных вод;
изменение состава сточных вод;
отсутствие ОСК и сетей;
высокий процент износа сетей.
Для снижения объемов загрязненных сточных вод необходимы модернизация и строительство очистных сооружений канализации (далее - ОСК);
для надежности сетевого хозяйства - замена сетей водоотведения;
для увеличения доли централизованного водоотведения - строительство новых сетей.
Значительная часть систем и объектов жилищно-коммунального хозяйства нуждается в качественной технологической модернизации с привлечением существенного объема инвестиций. Причиной такого положения в первую очередь является недостаточная эффективность деятельности организаций и предприятий жилищно-коммунального хозяйства, обусловленная недостатками применяемых методов ценового регулирования, отсутствием мотивации к снижению затрат, повышению энергоэффективности систем инженерно-технического обеспечения и внедрению новых технологий при их строительстве и эксплуатации, а также отсутствие сформированной системы технического обследования объектов коммунальной инфраструктуры и жилищного фонда.
Актуальной остается проблема ветшания сетей инженерно-технического обеспечения. Более 50% линейных объектов сферы жилищно-коммунального хозяйства нуждается в замене (5099,8 из 8519,5 км сетей), в том числе:
сетей водоснабжения 66,7% (2901,3 км из 4349,71 км);