Действующий

О концепции развития творческих (креативных) индустрий в Республике Северная Осетия-Алания до 2030 года



III. Проблемы и барьеры развития творческих (креативных) индустрий


Инфраструктура, способствующая развитию творческого (креативного) предпринимательства и формирования устойчивых творческих (креативных) индустрий, в Республике Северная Осетия-Алания развита недостаточно. Креативные кластеры, несмотря на высокие риски этого вида предпринимательства, ставятся в один ряд с бизнес- и торговыми центрами.


К сдерживающим факторам развития креативных индустрий в республике можно отнести ряд общих проблем развития Республики Северная Осетия-Алания, в том числе проблемы социокультурной среды и городской инфраструктуры. Среди специфических проблем развития сектора в Республики Северная Осетия-Алания можно выделить следующие:


1) неравный доступ населения к культурным благам, особенно за пределами столицы республики, что является сдерживающим фактором в продвижении создаваемых творческих продуктов, а также оказывает отрицательное влияние на формирование спроса на продукцию креативных индустрий и подготовку кадров в сфере креативных индустрий;


2) недостаток современных культурных объектов;


3) недостаточные мощности и уровень оснащения образовательных учреждений в сфере культуры;


4) кадровые проблемы в государственных и муниципальных учреждениях культуры;


5) недостаточный уровень использования потенциала культурных объектов и объектов культурного наследия Республики Северная Осетия-Алания;


6) отсутствие профессиональных кадров в области креативной экономики.


Большая часть людей, так или иначе представленных в сфере креативных индустрий, разобщена и занимается своей деятельностью самостоятельно. В настоящее время на первое место выходит получение добавленной стоимости, для чего необходимы менеджеры нового формата, которых в республике нет.


Недостаточное внимание уделяется развитию и усилению присутствия республиканских товаров и услуг с высокой долей творческой, интеллектуальной составляющей на рынке, что создает риски оттока капитала и наиболее талантливой мобильной молодежи.


Предпринимательский корпус республики ориентирован на сиюминутную выгоду и занят, в основном, в секторе оптовой и розничной торговли. Изменение данного вектора экономического развития - одна из главных задач при реализации мер по поддержке креативных индустрий;


7) низкая цифровая доступность республики. Несмотря на планомерное увеличение охвата Интернетом и улучшение качества связи в Республики Северная Осетия-Алания, отдаленные населенные пункты по-прежнему испытывают проблемы с подключением к сети "Интернет". Особенно это касается горной местности, где мобильная связь и интернет работают с перебоями или вовсе отсутствуют.


По данным исследования, проведенного экспертами некоммерческой организации "Диалог" в 2021 году, Республика Северная Осетия-Алания входит в группу 14 субъектов Российской Федерации с низкой доступностью цифровых сервисов. Аналитики поясняют, что даже существующие в республике сервисы недоступны за пределами республиканского центра;


8) нескоординированный характер поддержки предпринимателей, работающих в сфере творческих индустрий, в рамках федеральных, республиканских и муниципальных программ. Ведомственный характер финансовых инструментов приводит к тому, что большинство перспективных компаний, создающих продукты на стыке культуры, цифровых технологий и промышленности, оказываются за пределами внимания государственных структур;