Действующий

О внесении изменений в постановление Правительства Севастополя от 28.02.2022 N 55-ПП "Об утверждении государственной программы города Севастополя "Развитие государственного управления города Севастополя"



I. Характеристика фактического состояния сферы реализации подпрограммы 6 и прогноз развития на перспективу


В течение последних лет развитие российского финансового сектора происходило одновременно с экономическим ростом и увеличением доходов граждан. Это привело к широкому распространению основных финансовых услуг, таких как денежные переводы и банковские депозиты в режиме "онлайн", банковские и кредитные карты.


В Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы отмечается, что уровень финансовой грамотности в Российской Федерации остается пока еще достаточно низким и требует долговременной систематической и скоординированной работы всех заинтересованных сторон. На финансовом рынке отсутствует постоянная практика информирования населения и финансового консультирования клиентов в целях разъяснения рисков, сопутствующих конкретному финансовому продукту, что повышает актуальность вопросов, связанных с информированностью граждан о правах потребителей финансовых услуг и способах их защиты.


Навыки личного финансового планирования и формирования финансовых резервов на случай непредвиденных обстоятельств по-прежнему отсутствуют у большинства российских домохозяйств. Только в каждом четвертом домохозяйстве ведется письменный учет доходов и расходов. Лишь треть россиян стараются финансово обеспечить свою пенсию и обращают внимание на доходность и гарантию сохранности сбережений при выборе инструментов накоплений.


Особенностью финансовой культуры россиян является недостаточный уровень финансовой дисциплины и ответственности за риски, связанные с самостоятельным выбором и пользованием различными финансовыми услугами и финансовыми инструментами.


Финансово грамотное поведение предполагает регулярное пополнение сберегательной "подушки безопасности" в соответствии с принципом "сначала отложить, оставшееся потратить".


Одной из важнейших характеристик финансовой грамотности является способность правильно соотносить свой уровень дохода с допустимой долговой нагрузкой. При оформлении кредита грамотный человек должен рассчитать возможную для себя долговую нагрузку как часть своих доходов, которые он тратит на выполнение кредитных обязательств.


Низкий уровень финансовой грамотности негативно влияет на личное благосостояние и финансовый потенциал домашних хозяйств, ухудшает ресурсную базу финансовых организаций, препятствует развитию финансового рынка, затормаживает инвестиционные процессы в экономике и приводит к ухудшению социально-экономического положения страны.


Проведенные исследования и анализ мнений экспертного сообщества показывают, что российскому потребителю финансовых услуг присущи установки финансового поведения, связанные с возложением ответственности за личные финансовые решения и принимаемые финансовые риски на государство (патернализм), а также пассивное отношение к контролю за личными финансами.


Уровень доверия российских потребителей к финансовому сектору, как правило, низок. Не все россияне в той или иной степени уверены в справедливом разрешении споров с финансовыми организациями в случае их возникновения.


В то же время в России высок спрос на финансовое образование. Население стремится узнать, как можно защитить свои интересы при взаимодействии с финансовыми организациями, как распознавать мошеннические финансовые схемы и избегать их. Многие семьи хотели бы получить финансовое образование как для защиты своих финансовых интересов, так и для планирования будущих финансов.


Исходя из вышеизложенных проблем, возникает острая необходимость скорейшего изменения существующего положения дел в вопросах финансовой грамотности и финансового образования населения субъектов Российской Федерации.


Повышение уровня финансовой грамотности населения города Севастополя позволит расширить возможности для более эффективного пользования финансовыми услугами в целях улучшения собственного благосостояния и роста сбережений и, как следствие, окажет влияние на ускорение темпов роста региональной экономики.


Новая цифровая реальность, а также существующие мировые тенденции в области финансовой грамотности населения, финансового образования и информированности населения в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг формируют новые вызовы перед участниками процесса повышения финансовой грамотности.


В соответствии с Планом мероприятий ("дорожной картой") реализации второго этапа Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы (на период 2021 - 2023 годов), утвержденным 28.07.2021 Председателем Центрального банка Российской Федерации совместно с Министром финансов Российской Федерации, в IV квартале 2021 г. необходимо разработать региональную программу по повышению уровня финансовой грамотности в субъекте Российской Федерации.