ПРАВИТЕЛЬСТВО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 2 марта 2023 года N 119


Об утверждении Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года

(с изменениями на 15 января 2024 года)

(в ред. постановления Правительства Ростовской области от 15.01.2024 N 14)




В соответствии со Стратегией развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.10.2022 N 3268-р, Правительство Ростовской области постановляет:


1. Утвердить Стратегию развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года согласно приложению к настоящему постановлению.


2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.


3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Ростовской области - министра транспорта Окунева В.В.



Губернатор
Ростовской области
В.Ю.ГОЛУБЕВ


Постановление вносит
министерство строительства,

архитектуры и территориального
развития Ростовской области



Приложение
к постановлению
Правительства
Ростовской области
от 02.03.2023 N 119



СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА С ПРОГНОЗОМ ДО 2035 ГОДА

(в ред. постановления Правительства Ростовской области от 15.01.2024 N 14)




1. Общие положения



1.1. Введение


Стратегия развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года (далее - Стратегия) разработана в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации".


Стратегия разработана с учетом:


Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2022 г. N 3268-р;


Стратегии развития промышленности строительных материалов на период до 2020 года и дальнейшую перспективу до 2030 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 мая 2016 г. N 868-р;


Стратегии социально-экономического развития Ростовской области на период до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Ростовской области от 26 декабря 2018 г. N 864.


Основной целью Стратегии является обеспечение достижения к 2030 году национальных целей и стратегических задач, определенных Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".


Задачами для достижения указанной цели являются:


создание условий для преодоления последствий кризисных явлений за счет строительной отрасли как основы для восстановления экономики;


повышение комфортности и доступности жилья, улучшение качества городской среды;


формирование высокотехнологичных, конкурентоспособных отраслей строительства и жилищно-коммунального хозяйства;


повышение энергоэффективности строящихся и существующих объектов капитального строительства и коммунальных систем;


вовлечение в хозяйственный оборот ранее не задействованных для строительства земельных участков, повышение эффективности использования земельных участков, предназначенных для строительства.



1.2. Текущая ситуация в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве


Исторически строительство и жилищно-коммунальное хозяйство являются одними из самых значимых отраслей экономики нашей страны, определяют динамику ее развития, обеспечивают занятость, доходы граждан, а также вносят непосредственный вклад в создание комфортных и удобных условий жизнедеятельности граждан.


Развитие жилищной сферы является приоритетным направлением социально-экономического развития Ростовской области. Реализация права граждан на жилище, обеспечение достойных и доступных условий проживания - это одна из фундаментальных задач правового государства.


Роль государства, как гаранта соблюдения этого права, включает в себя координацию развития строительного комплекса и формирования благоприятных инвестиционных условий для обеспечения заинтересованности в реализации жилищных программ самих строительных организаций.


Строительство в целом является точкой роста экономики государства, залогом его эффективного развития как в экономическом, так и в социальном плане. Таким образом, двойственная природа проблематики, существующей в сфере жилищного строительства, обусловливает необходимость разработки и практического воплощения комплекса мер, направленных на одновременное стимулирование покупательской и инвестиционной активности на рынке жилья.


Реализация Стратегии будет способствовать стимулированию и развитию строительства и жилищно-коммунального хозяйства на территории Ростовской области.


В 2021 году общий вклад строительной отрасли в экономику характеризуется следующими показателями:


объем работ по виду деятельности "Строительство" составил 222863,7 млн рублей;


итоговый финансовый результат по итогам работы крупных и средних предприятий по виду деятельности "Строительство" составил 2960,3 млн рублей прибыли. Доля прибыльных предприятий - 77,9 процента, сумма прибыли - 3485,8 млн рублей;


объем налоговых поступлений от строительных организаций в консолидированный бюджет Ростовской области составил 7797,4 млн рублей, что на 10,8 процента больше, чем за аналогичный период 2020 года, в консолидированный бюджет Российской Федерации - 15623,6 млн рублей, что на 5,2 процента больше, чем за аналогичный период 2020 года;


среднемесячная начисленная заработная плата организаций по виду деятельности "Строительство" составила 33698,6 рубля, что на 14,2 процента больше показателя аналогичного периода 2020 года;


среднесписочная численность работников по виду деятельности "Строительство" составила 40719 человек, или 96,8 процента по отношению к аналогичному периоду 2020 года;


ввод жилых и нежилых зданий - 3999,0 тыс. кв. метров.


В 2022 году объемы жилищного строительства достигли рекордных значений за всю историю Ростовской области - 2703,7 тыс. кв. метров, из них многоквартирные дома - 1273,5 тыс. кв. метров, индивидуальное жилищное строительство - 1430,2 тыс. кв. метров. Ввод жилья на одного человека в 2022 году по Ростовской области составил 0,65 кв. метра. Обеспеченность населения жильем по итогам 2021 года составила 27,2 кв. метра на человека.


Важными компонентами улучшения качества жизни граждан, помимо строительства нового жилья и увеличения обеспеченности жильем, являются повышение качества жилищно-коммунальных услуг, своевременное обновление и обеспечение жилищного фонда необходимой инфраструктурой.


Решение этих задач является приоритетом развития сферы жилищно-коммунального хозяйства.


В Ростовской области, согласно данным статистической отчетности по форме N 22-ЖКХ (реформа) "Сведения о структурных преобразованиях и организационных мероприятиях в сфере жилищно-коммунального хозяйства" (далее - 22-ЖКХ), насчитывается более 20 тыс. многоквартирных домов общей площадью около 61 млн кв. метров. В региональную программу капитального ремонта включено 18,6 тыс. многоквартирных домов общей площадью 60,2 млн кв. метров, в которых проживают 1,9 млн человек.


Система теплоснабжения Ростовской области состоит из 646 локальных систем теплоснабжения и 82 обслуживающих предприятий. Общая протяженность тепловых сетей составляет около 4,7 тыс. километров.


В системах водоснабжения и водоотведения действует около 480 насосных станций водопровода, около 90 очистных сооружений водопровода, около 230 канализационных насосных станций, более 40 очистных сооружений канализации. Протяженность сетей водоснабжения, по данным Федеральной службы государственной статистики, составляет около 23,7 тыс. километров, сетей водоотведения - около 5,2 тыс. километров.


Актуальной остается проблема ветшания объектов коммунального хозяйства. Более 46 процентов линейных объектов нуждаются в обновлении, ежегодно около 7 процентов сетей теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения признаются аварийными, при этом обновляется не более 1,2 процента.


В 2022 году наша страна столкнулась с новыми вызовами, требующими мобилизации ресурсов и выработки новых подходов к решению актуальных задач в экономике и социальной сфере в условиях внешнего давления и ограничений.


Развитие и поддержка строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства будут способствовать импортозамещению, созданию новых рабочих мест, увеличению спроса на продукцию промышленных производств, а результаты, которые могут быть достигнуты в этих отраслях, окажут непосредственное влияние на улучшение качества жизни граждан, создание комфортной и безопасной среды, нового качества инфраструктуры для жизни, работы и отдыха человека.


Показатели развития отраслей строительства и жилищно-коммунального хозяйства определены в приложении к настоящей Стратегии.



2. Градостроительная политика


Обеспечение согласованного и сбалансированного экономического, социального и пространственного развития Ростовской области является основной задачей градостроительной политики.


В связи с этим одним из ключевых направлений Стратегии определено совершенствование градостроительной политики.


Вызовами являются:


актуализация документов территориального планирования, градостроительного и социально-экономического развития недостаточно синхронизирована. Процессы их подготовки, согласования и утверждения занимают длительное время;


существующие сроки принятия управленческих решений обуславливают возникновение дисбаланса в развитии территорий;


застройка осуществляется в условиях достигнутого предела экстенсивного развития, увеличивается нагрузка на существующую инженерно-транспортную инфраструктуру.


Задачами являются:


формирование эффективной градостроительной политики в городских агломерациях и опорных населенных пунктах, обеспечивающей сбалансированное развитие территорий муниципальных образований области;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»