Результаты реализации мероприятий программы комплексного развития транспортной инфраструктуры (ПКРТИ) для каждого из трех вариантов развития ПКРТИ Белгородской области имеют собственное направление и эффект и отвечают соответствующему для каждого варианта изменения экономики уровню автомобилизации, развитию территорий и финансирования той или иной сферы дорожно-транспортной инфраструктуры.
Базовый сценарий развития не предполагает полномасштабного перехода Белгородской области к новой модели экономического развития, мероприятия, направленные на рост экономики города, и в целом, в большей степени, связаны со стабилизацией экономических процессов. Так, доля автомобильных дорог федерального и регионального значения, работающих в режиме перегрузки, на расчетный срок реализации (до 2035 года) базового варианта составит 1,17 процента, средняя скорость ИТ и ОТ 52,5 и 39,2 км/ч соответственно. Затраты на реализацию базового варианта развития составят 27,4 млрд рублей.
Целевой сценарий развития направлен на диверсификацию и технологический переход с формированием нового пакета ресурсов развития территории, в том числе создание новой технологической базы в приоритетных секторах экономики. Сценарий характеризуется высоким уровнем развития дорожной инфраструктуры в части новых и реконструируемых автомобильных дорог, развязок в разных уровнях, развитии речных, железнодорожных, авиационных путей. Так, доля автомобильных дорог федерального и регионального значения, работающих в режиме перегрузки, на расчетный срок реализации (до 2030 года) целевого варианта составит 1,1 процента, средняя скорость на ИТ и ОТ 53,4 и 41,2 км/ч соответственно. Затраты на реализацию целевого варианта развития составят 70,2 млрд рублей.
Мероприятия расширенного сценария направлены на диверсификацию и технологический переход с формированием нового пакета ресурсов развития территории Белгородской области, в том числе создание новой технологической базы в приоритетных секторах экономики. Сценарий характеризуется высоким уровнем развития дорожной инфраструктуры в части новых и реконструируемых автомобильных дорог, развязок в разных уровнях, развития речных, железнодорожных, авиационных путей, формированием инновационной интеллектуальной транспортной структуры управления дорожным движением. Так, доля автомобильных дорог федерального и регионального значения, работающих в режиме перегрузки, на расчетный срок реализации (до 2030 года) расширенного варианта составит менее 0,9 процента, средняя скорость индивидуального транспорта (ИТ) и общественного транспорта (ОТ) 53,6 и 41,4 км/ч соответственно. Затраты на реализацию расширенного варианта развития составят 138,0 млрд рублей.
В таблице 8.3.1 дана сравнительная эффективность вариантов программы по ключевым показателям.
Таблица 8.3.1
Сравнительная оценка значений целевых показателей ПКРТИ Белгородской области для вариантов проектирования
N п/п | Целевой показатель | Базовый сценарий до 2025 года | Базовый сценарий до 2030 года | Базовый сценарий до 2035 года | Целевой сценарий развития до 2025 года | Целевой сценарий развития до 2030 года | Целевой сценарий развития до 2035 года | Расширенный сценарий до 2025 года | Расширенный сценарий до 2030 года | Расширенный сценарий до 2035 года |
1. | Количество погибших в ДТП на 100 тыс. человек. Социальный риск | 3,2 | 2,8 | 1,4 | 3,1 | 2,8 | 1,4 | 3,1 | 2,7 | 1,2 |
2. | Доля автомобильных дорог регионального значения, соответствующих нормативным требованиям, проценты | 82,4 | 82,4 | 82,4 | 83,7 | 83,8 | 84,0 | 71,1 | 71,3 | 72,4 |
3. | Количество мест концентрации ДТП | 9 | 8 | 2 | 8 | 7 | 2 | 8 | 7 | 1,0 |
4. | Средняя скорость передвижения пассажира ТОП по видам транспорта (км/ч) | 38,4 | 38,6 | 39,2 | 39,5 | 39,6 | 40,2 | 39,5 | 39,8 | 41,2 |
Железнодорожный транспорт | 38,1 | 38,1 | 38,1 | 38,1 | 38,1 | 38,1 | 38,1 | 38,1 | 38,1 | |
Автобус | 37,3 | 37,5 | 38,2 | 38,4 | 38,6 | 39,1 | 38,4 | 38,8 | 40,1 | |
5. | Средняя скорость на ИТ (км/ч) | 51,4 | 51,6 | 52,5 | 52,0 | 52,2 | 53,1 | 52,1 | 52,4 | 53,4 |
6. | Среднее время поездки на ИТ (минут) | 24,6 | 24,5 | 24,0 | 24,2 | 24,1 | 23,5 | 24,3 | 24,2 | 23,7 |
7. | Среднее время поездки на ОТ (минут) | 25,7 | 25,5 | 24,5 | 24,4 | 24,2 | 23,6 | 24,5 | 24,4 | 23,8 |
8. | Железнодорожный транспорт | 24,8 | 24,8 | 24,8 | 24,8 | 24,8 | 24,8 | 24,8 | 24,8 | 24,8 |
9. | Автобус | 27,0 | 26,8 | 26,0 | 25,6 | 25,5 | 25,0 | 25,5 | 25,4 | 24,8 |
10. | Доля жилых зданий, находящихся в нормативном радиусе пешеходной доступности от остановочных пунктов пассажирского ТОП (для населенного пункта в соответствии с СП 42.13330.2016) | 82,0 | 82,1 | 82,3 | 83,7 | 83,8 | 84,0 | 84,1 | 84,3 | 85,0 |
11. | Доля административных центров муниципальных образований, имеющих регулярное сообщение ОТ с областным центром субъекта | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
12. | Объем строительства и реконструкции дорожной сети (км) | 274,8 | 530,1 | 707,4 | 476 | 951,5 | 1425 | 1007,2 | 1421,3 | 2689,1 |
13. | Доля автомобильных дорог федерального и регионального значения, работающих в режиме перегрузки, проценты | 2,1 | 1,9 | 1,2 | 2,1 | 1,9 | 1,1 | 2,07 | 1,9 | 1,1 |
14. | Доля поездок на ОТ | 36,5 | 36,68 | 37,4 | 37,1 | 37,56 | 39,4 | 38,1 | 38,6 | 40,4 |
15. | Количество поездок на ОТ | 1111818 | 1117301 | 1139233 | 1150556 | 1164568 | 1220616 | 1160556 | 1174568 | 1230616 |
16. | Масса выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от транспортных средств (г/км) | 25,1 | 24,7 | 23,2 | 24,2 | 23,7 | 22,0 | 24,0 | 23,6 | 22,0 |
С учетом данных по сценариям проектирования и результатам сравнительной оценки по целевым показателям, а также планов, заложенных в документах стратегического развития, можно сделать следующий вывод: расширенный сценарий является целевым при реализации ПКРТИ Белгородской области.
В случае изменения темпов экономического роста на территории области в зависимости от показателей возможно применение базового или целевого вариантов развития транспортной инфраструктуры.