Надежность представляет собой характеристику качества транспортного обслуживания населения, выраженную в стабильности получения услуг по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по маршрутам регулярных перевозок и предсказуемости уровня их качества. Основным показателем оценки надежности сети общественного транспорта является соблюдение расписания движения маршрутами регулярных перевозок.
В рамках КСОТ были проведены натурные обследования на автовокзалах и автостанциях. В результате обследований были получены данные о времени прибытия и отправления транспортных средств с конечных и промежуточных автовокзалов и автостанций.
Анализ данных обследований показал, что на территории Белгородской области имеются отклонения от расписаний движения маршрутов по отправлению, однако они носят стохастический характер. Так, в ходе обследования на автовокзале города Белгорода 1 августа 2020 года было выявлено отклонение от расписания на 20 процентах рейсов, а в ходе обследования 6 августа 2020 года отклонения не были выявлены.
Примеры приведены в таблице 1.2.2.1.
Таблица 1.2.2.1
Пример выявленных отклонений времени отправления/прибытия от расписаний движения
N п/п | Наименование автостанции, автовокзала, промежуточного пункта остановки | Дата обследования | Время отправления/прибытия по расписанию | Время отправления/прибытия фактическое | Номер маршрута, наименование |
1. | Белгород | 23.07.2020 | 14:05 | 14:11 | 632 Белгород - Валуйки через Волоконовку |
2. | Белгород | 26.07.2020 | 09:20 | 09:27 | 709/2 Белгород - Валуйки через Волоконовку |
3. | Белгород | 01.08.2020 | 08:20 | 08:23 | 714 Белгород - Красное через Камызино |
4. | Белгород | 01.08.2020 | 10:55 | 10:31 | 535/1 Белгород - Ивня |
Стоит отметить, что ряд нарушений в расписании движения в части отмены отдельных рейсов может быть вызван эпидемией COVID-19.
Таким образом, можно сделать вывод о среднем уровне надежности сети общественного транспорта Белгородской области. Возникновение фактов отклонений от расписаний движения снижает надежность сети.
В 2020 году проведено обследование интенсивности движения транспортных потоков на территории всей Белгородской области. Помимо прочего, в рамках работы проведен социологический опрос с выявлением основных транспортных проблем и определением транспортной подвижности населения. В результате обследования на каждом из рассматриваемых участков были установлены направления движения транспортных средств и интенсивность движения.
Состав транспортного потока представляет собой совокупность легковых, грузовых автомобилей и маршрутных транспортных средств (автобусы, микроавтобусы и прочие). Данные обследования потока на основных участках улично-дорожной сети приведены в таблице 1.2.2.2.
Таблица 1.2.2.2
Состав транспортного потока на основных участках дорожной сети
N п/п | Участок улично-дорожной сети | Тип транспортного средства | ||
Легковые, % | Грузовые, % | Автобусы, % | ||
1. | М-2 "Крым" - объездная дорога (г. Белгород) | 80 | 16 | 4 |
2. | М-2 "Крым" - автодорога 14.ОП.РЗ.К-12 ("Крым" - Комсомольский - Красиво) | 85 | 14,9 | 0,1 |
3. | М2 "Крым" - автодорога 14.ОП.МЗ.К-24 (Бутово - Курская Дуга | 61 | 30,8 | 8,2 |
4. | Автодорога 14.ОП.МЗ.К-34 (Валуйки - Казинка - граница Украины | 90 | 10 | 0 |
5. | Автодорога 14.ОП.МЗ.Н-732 (Артельное - Белый Колодезь - Караичное - Верхнеберезово) | 62 | 38 | 0 |
6. | Автодорога 14.ОП.РЗ.К-1 (Белгород - Павловск) | 65 | 29 | 6 |
7. | Автодорога 14.ОП.РЗ.К-2 (Короча - Губкин - Горшечное) | 61 | 31 | 8 |
8. | Автодорога 14.ОП.РЗ.К-3 (Белгород - Шебекино - Волоконовка) | 85 | 12 | 3 |
9. | пр-т Славы (г. Белгород) | 76 | 10 | 14 |
10. | ул. Белгородского Полка (г. Белгород) | 77 | 12 | 11 |
11. | ул. Преображенская (г. Белгород) | 94 | 4 | 2 |
12. | ул. Волчанская (г. Белгород) | 92 | 4 | 3 |
13. | ул. Корочанская (г. Белгород) | 89 | 4 | 7 |
14. | пр-т Богдана Хмельницкого (г. Белгород) | 86 | 3 | 11 |
15. | пр-т Комсомольский (г. Старый Оскол) | 93 | 3 | 4 |
16. | пр-т Губкина (г. Старый Оскол) | 78 | 10 | 12 |
17. | пр-т Алексея Угарова (г. Старый Оскол) | 67 | 14 | 19 |
18. | ул. Белгородская (г. Губкин) | 70 | 21 | 9 |
19. | ул. Фрунзе (г. Губкин) | 85 | 4 | 11 |
20. | ул. Дзержинского (г. Губкин) | 88 | 2 | 9 |
Из приведенной выше таблицы следует, что корреспонденции грузового транспорта проходят за пределами городской черты Белгорода, Старого Оскола и Губкина, а в городах основную часть транспортного потока составляют легковые автомобили.