Действующий

Об утверждении Программы комплексного развития транспортной инфраструктуры Белгородской области и Комплексной схемы организации транспортного обслуживания населения общественным транспортом Белгородской области


8.1. Расчет социально-экономического эффекта реализации рассматриваемых вариантов реализации Программы комплексного развития транспортной инфраструктуры (ПКРТИ) Белгородской области и отдельных капиталоемких мероприятий в их составе (с учетом изменения затрат времени на передвижения и объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от автомобильного транспорта) в сравнении с базовым сценарием развития транспортной системы Белгородской области


8.1.1. Оценка социально-экономического эффекта.


Комплексный социально-экономический эффект от рассматриваемых вариантов реализации программы комплексного развития транспортной инфраструктуры (ПКРТИ) и комплексной схемы организации транспортного обслуживания населения общественным транспортом (далее - КСОТ) Белгородской области определяется полученной выгодой участников транспортного движения,


Получаемая выгода может быть выражена в двух формах:


1) непосредственная экономическая прибыль от реализации мероприятий, заложенных в ПКРТИ и КСОТ, для собственников объектов транспортной инфраструктуры - определяется как сумма доходов по тем мероприятиям, которые могут генерировать положительные денежные потоки (плата за проезд по платным дорогам для автомобильного транспорта или за услуги общественного транспорта);


2) экономия времени для участников движения, не имеющая непосредственного выражения в денежной форме.


Фактически первая форма является монетизируемой частью второй, так как потребители, оплачивая транспортные услуги при наличии разумной альтернативы, тем самым признают факт экономии времени по сравнению с другими вариантами реализации перемещения. Например, в случае ввода в эксплуатацию платной трассы потенциальные клиенты от перемещения по ней получат экономию времени, часть из которой в денежной форме в виде платы за проезд будет передана собственнику трассы, а вторая часть не будет иметь формализованного выражения.


Таким образом, комплексный финансовый эффект каждого из вариантов реализации ПКРТИ и КСОТ Белгородской области будет определен как отношение выраженной в денежной форме экономии времени на поездки в рамках всего субъекта, которую планируется получить в результате выполнения предлагаемых мероприятий. Категория времени используется здесь потому, что позволяет в обобщенном виде оценить разнообразные последствия предлагаемых изменений, которые вкратце могут быть приведены к трем видам выгоды:


1) локальная экономическая - развитие участка дорожной сети позволяет ускорить перемещение по нему и приводит к сокращению потерь времени на перемещение между конкретными транспортными районами;


2) косвенная - более комфортабельные условия поездки меняют восприятие человека и позволяют ему сократить не реальные, а воспринимаемые им затраты времени на поездку;


3) общая экономическая - развитие одного из элементов транспортной системы приводит к повышению качества ее работы в целом, к перераспределению транспортных потоков и сокращает потери времени не только на выбранном отрезке дорожной сети, но и по транспортной системе в целом.


Современные компьютерные имитационные модели позволяют рассчитать локальную и общую экономические выгоды отдельно для пользователей личного и общественного транспорта по транспортной системе в целом как разницу между суммарными затратами времени потребителей в базовом сценарии развития транспортной системы и затратами времени в каждом из предлагаемых вариантов развития транспортной инфраструктуры.


Косвенная выгода от реализации конкретных транспортных мероприятий определяется как сокращение потерь не реального времени, которое тратится на поездки потребителями, а ожидаемого времени, то есть воспринимаемого человеком времени поездки, что оказывает влияние на трудоспособность граждан. Такой подход характерен для мероприятий по ремонту и реконструкции транспортных объектов, так как позволяет отразить выгоду от повышения качества работы транспортной инфраструктуры и роста комфорта при совершении перемещения.


Общий социально-экономический эффект рассчитывается за период, в течение которого отремонтированные и вновь введенные в эксплуатацию объекты транспортной инфраструктуры будут поддерживать заданное качество уровня обслуживания. Для того чтобы учесть комплексное влияние реализации каждого мероприятия ПКРТИ и КСОТ на суммарную экономию времени в рамках имитационной модели, они вводятся в модель в соответствии с хронологическим порядком, предусмотренным документами транспортного планирования. Таким образом, экономия времени по каждому мероприятию будет отдельно учитываться на срок до ввода в эксплуатацию следующего мероприятия и так до завершения всех мероприятий, предназначенных для реализации в каждом варианте ПКРТИ и КСОТ. Поскольку в течение календарного года может быть запланирована реализация нескольких мероприятий без указания точной даты их завершения, экономия рассчитывается на момент завершения календарного года с учетом реализации всех запланированных на этот год мероприятий.


После реализации всех мероприятий ПКРТИ и КСОТ суммарный социально-экономический эффект для каждого варианта должен рассчитываться на период времени до окончания нормативного срока эксплуатации первого из осуществленных мероприятий. Поскольку в реальности в будущем с большой вероятностью будут проводиться дополнительные работы по продлению срока службы объектов транспортной инфраструктуры (ремонт или реконструкция), если последние потеряют свою функциональность, синергетический эффект правильнее рассчитывать на период действия ПКРТИ и КСОТ, который завершается в 2035 году.