После внесения всех данных в транспортную модель результаты расчета будут некорректными, в связи с чем необходима оценка соответствия модели реальным условиям движения и калибровка. Соответствие модели определяется путем статистического сравнения результатов расчета и полученных в ходе работ данных по подвижности населения, результатов замеров интенсивностей дорожного движения, а также имеющихся на момент начала работ результатов анализа.
В процессе калибровки транспортной модели проводится серия расчетов, в ходе которых меняются определенные параметры (коэффициенты и параметры функций распределения) модели с целью достижения максимального уровня соответствия фактических данных по интенсивностям дорожного движения расчетным (модельным) значениям.
Целью данного этапа является подтверждение корректности и приведение в соответствие ввода данных по следующим аспектам:
- отсутствие ошибок непосредственно при вводе численных параметров;
- корректность базовых настроек и соотношений элементов модели;
- учет специфических факторов.
Для проверки адекватности модели определяются значения ряда показателей на основе сравнения данных об интенсивностях дорожного движения из транспортной модели и данных натурных обследований.
Основными показателями, которые используются для оценки качества транспортной модели, приняты:
- среднее относительное отклонение;
- коэффициент корреляции.
Среднее относительное отклонение - среднее отклонение абсолютных значений (разница между наблюдаемыми на местах подсчета и рассчитанными в модели значениями) в процентах. Средняя относительная ошибка модели определяется по формуле:
где:
Xi - интенсивность потока, измеренная на месте подсчета с номером i;
Ui - рассчитанное на основе модели значение интенсивности на участке дороги, содержащем подсчет с номером i;