Под доступностью понимается характеристика качества транспортного обслуживания населения, выраженная в наличии возможности получения населением услуг по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом. С целью оценки доступности в рамках данного проекта были оценены следующие показатели: доступность транспортных услуг (доля населения, имеющего регулярное сообщение с административным центром), доступность остановочных пунктов, автовокзалов, автостанций для маломобильных групп населения, доступность транспортных средств для маломобильных групп населения, частота обслуживания остановок общественного транспорта (ООТ). Каждый из показателей оценки был рассчитан в соответствии с установленной стандартом методикой и использован для комплексной оценки качества транспортного обслуживания населения.
1. Доступность транспортных услуг была оценена на основе статистических данных о доле населения, не имеющего регулярного автобусного и/или железнодорожного сообщения с административным центром муниципального района, городского округа, в общей численности населения муниципального района (городского округа).
Так, показатель "Доля населения, проживающего в населенных пунктах, не имеющих регулярного автобусного и (или) железнодорожного сообщения с административным центром городского округа (муниципального района)" по области в 2019 году по сравнению с 2018 годом не изменился и составил 0,05 процента.
Транспортным сообщением на 100 процентов обеспечены все жители в 14 муниципальных образованиях Белгородской области: Белгородском, Вейделевском, Волоконовском, Ивнянском, Красненском, Краснояружском, Ровеньском, Чернянском районах, Алексеевском, Валуйском, Грайворонском, Новооскольском, Яковлевском городских округах и городе Белгороде.
По остальным территориям значения показателя также не изменились и находятся в диапазоне от 0,06 до 0,25 процента.
Таким образом, более 95 процентов населения Белгородской области имеют доступ к услугам пассажирского транспорта, что говорит о высоком уровне доступности транспортных услуг.
2. Согласно данным, представленным в подпрограмме 5 "Доступная среда" государственной программы Белгородской области "Социальная поддержка граждан в Белгородской области", доля приоритетных объектов транспортной инфраструктуры (в том числе ООТ, автовокзалов и автостанций), доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения, в общем количестве этих объектов составляет 78,5 процента.
Дополнительно в рамках натурного обследования был проведен анализ автовокзалов и автостанций, обслуживающих межрегиональные и межмуниципальные маршруты.
В ходе проведенного анализа было выявлено, что автовокзалы и автостанции крупных населенных пунктов, расположенных в восточной части Белгородской области (города Белгород, Старый Оскол, Губкин, Валуйки, поселок городского типа Вейделевка и другие), соответствуют требованиям СП 59.13330.2016 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп", СП 140.13330.2012 "Городская среда. Правила проектирования для маломобильных групп населения", а также Приказу Министерства транспорта Российской Федерации от 20.09.2021 N 321 "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов объектов транспортной инфраструктуры и услуг автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, а также оказания им при этом необходимой помощи". При этом остановочные пункты населенных пунктов в западной части Белгородской области (пгт Ивня, пгт Ракитное и другие) не соответствуют установленным нормативам, что подтверждают данные карты доступности объектов для инвалидов. В малых населенных пунктах вовсе отсутствуют условия для движения инвалидов.
Таким образом, анализируя существующий уровень доступности остановочных пунктов, автовокзалов, автостанций для маломобильных групп населения, можно сделать вывод об удовлетворительных его показателях, то есть основные объекты инфраструктуры межмуниципального транспорта областного и агломерационного значения доступны для маломобильных групп населения, при этом автостанции отдельных муниципальных образований требуют проведения мероприятий по повышению доступности.
3. Доступность транспортных средств для маломобильных групп населения характеризуется соответствующей долей подвижного состава, оснащенного для перевозки маломобильных групп населения и отвечающего ГОСТ Р 51090-97 "Средства общественного пассажирского транспорта. Общие технические требования доступности и безопасности для инвалидов", в общем количестве подвижного состава (ПС) в сети.
Согласно данным, представленным в подпрограмме 5 "Доступная среда" государственной программы Белгородской области "Социальная поддержка граждан в Белгородской области", доля парка ПС автобусного транспорта общего пользования, оборудованного для перевозки инвалидов и других маломобильных групп населения, в общем парке ПС автобусного транспорта составляет 22 процента, что говорит о низком уровне доступности ПС общественного транспорта для инвалидов и других маломобильных групп населения.
4. Частота обслуживания остановочных пунктов рассчитывается для муниципальных образований с населением менее 250 человек. Так, для каждого остановочного пункта этих муниципальных образований частота обслуживания должна обеспечиваться не реже двух дней в неделю, не менее одного рейса в сутки по отправлению и не менее одного рейса в сутки по прибытии и обеспечивать поездки с пересадками до терминала внешнего транспорта.
В рамках КСОТ был проведен анализ расписаний движения межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок, в результате которого было выявлено, что частота их обслуживания соответствует установленным требованиям. При этом стоит отметить, что ряд населенных пунктов вовсе не имеет обслуживания общественным транспортом.