Выбор утверждаемого сценария реализации комплексной схемы организации транспортного обслуживания населения общественным транспортом (КСОТ) производился на основе сравнения целевых показателей существующей маршрутной сети и перспективных сценариев ее развития.
Характеристика целевых показателей существующей и перспективных сценариев развития маршрутной сети представлена в таблице 5.1 и таблице 5.2.
Таблица 5.1
Характеристика целевых показателей существующей маршрутной сети и перспективных сценариев ее развития
N п/п | Наименование показателя | Существующая маршрутная сеть | Базовый сценарий до 2025 года | Базовый сценарий до 2030 года | Базовый сценарий до 2035 года | Целевой сценарий развития до 2025 года | Целевой сценарий развития до 2030 года | Целевой сценарий развития до 2035 года | Расширенный сценарий до 2025 года | Расширенный сценарий до 2030 года | Расширенный сценарий до 2035 года |
1. Показатели качества транспортного обслуживания населения на маршрутах регулярных перевозок пассажиров и багажа в межрегиональном и межмуниципальном сообщении | |||||||||||
1.1. | Средняя скорость передвижения пассажира ТОП по видам транспорта, км/ч | 38,3 | 38,4 | 38,6 | 39,2 | 39,5 | 39,6 | 40,2 | 39,5 | 39,8 | 41,2 |
1.1.1. | Железнодорожный транспорт | 38,1 | 38,1 | 38,1 | 38,1 | 38,1 | 38,1 | 38,1 | 38,1 | 38,1 | 38,1 |
1.1.2. | Автобус | 37,2 | 37,3 | 37,5 | 38,2 | 38,4 | 38,6 | 39,1 | 38,4 | 38,8 | 40,1 |
1.2. | Среднее время поездки на ТОП, минут | 25,2 | 25,7 | 25,5 | 24,5 | 24,4 | 24,2 | 23,6 | 24,5 | 24,4 | 23,8 |
1.2.1. | Железнодорожный транспорт | 24,8 | 24,8 | 24,8 | 24,8 | 24,8 | 24,8 | 24,8 | 24,8 | 24,8 | 24,8 |
1.2.2. | Автобус | 26,3 | 27,0 | 26,8 | 26,0 | 25,6 | 25,5 | 25,0 | 25,5 | 25,4 | 24,8 |
1.3. | Доля поездок на ТОП, процентов | 37,0 | 37,0 | 37,2 | 37,4 | 38,2 | 39,3 | 40,1 | 38,1 | 38,6 | 40,4 |
1.4. | Количество поездок на ТОП, ед. | 1127049 | 1127049 | 1133141 | 1139233 | 1163602 | 1187108 | 1190828 | 1160556 | 1174568 | 1230616 |
1.5. | Доступность транспортных средств для маломобильных групп населения (доля парка подвижного состава (ПС) автобусного ТОП, оборудованного для перевозки инвалидов и других маломобильных групп населения), процентов | 22,10 | 25 | 30 | 30 | 40 | 50 | 40 | 40 | 44 | 60 |
Низкий уровень доступности | Низкий уровень доступности | Низкий уровень доступности | Низкий уровень доступности | Низкий уровень доступности | Низкий уровень доступности | Низкий уровень доступности | Низкий уровень доступности | Низкий уровень доступности | Средний уровень доступности | ||
1.6. | Доступность остановок общественного транспорта (ООТ), автовокзалов и автостанций для маломобильных групп населения (доля объектов транспортной инфраструктуры (остановок общественного транспорта, автовокзалов, автостанций), доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения), процентов | 51 | 55 | 64 | 51 | 58 | 65 | 60 | 64 | 66 | 80 |
Средний уровень доступности | Средний уровень доступности | Средний уровень доступности | Средний уровень доступности | Средний уровень доступности | Средний уровень доступности | Средний уровень доступности | Средний уровень доступности | Средний уровень доступности | Высокий уровень доступности | ||
1.7. | Соблюдение расписания движения маршрутами регулярных перевозок (доля рейсов при осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок, выполненных по расписанию или в пределах допустимых отклонений от расписания движения) | < 0,8 | < 0,8 | < 0,8 | < 0,8 | > 0,80 | > 0,80 | > 0,90 | > 0,80 | > 0,80 | > 0,95 |
Средний уровень надежности | Средний уровень надежности | Средний уровень надежности | Средний уровень надежности | Средний уровень надежности | Средний уровень надежности | Высокий уровень надежности | Средний уровень надежности | Средний уровень надежности | Высокий уровень надежности | ||
1.8. | Соблюдение норм вместимости транспортных средств (доля рейсов с соблюдением норм вместимости), процентов | Свыше 90 | Свыше 90 | Свыше 90 | Свыше 90 | Свыше 90 | Свыше 90 | Свыше 90 | Свыше 90 | Свыше 90 | Свыше 90 |
Высокий уровень комфорта | Высокий уровень комфорта | Высокий уровень комфорта | Высокий уровень комфорта | Высокий уровень комфорта | Высокий уровень комфорта | Высокий уровень комфорта | Высокий уровень комфорта | Высокий уровень комфорта | Высокий уровень комфорта | ||
1.9. | Экологичность (доля транспортных средств высоких экологических классов), процентов | Менее 10 | Менее 10 | 10 - 20 | 20 | 20 | 20 - 30 | 30 | 20 - 30 | 30 - 40 | Более 50 |
Низкий уровень комфорта | Низкий уровень комфорта | Низкий уровень комфорта | Низкий уровень комфорта | Низкий уровень комфорта | Низкий уровень комфорта | Низкий уровень комфорта | Низкий уровень комфорта | Низкий уровень комфорта | Средний уровень комфорта | ||
2. Показатели территориальной доступности пассажирского ТОП, осуществляющего перевозки в межмуниципальном и межрегиональном сообщении | |||||||||||
2.1. | Доля административных центров муниципальных образований, имеющих регулярное сообщение общественным транспортом с областным центром субъекта | 99,95 | 99,95 | 99,95 | 99,95 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
Высокий уровень доступности | Высокий уровень доступности | Высокий уровень доступности | Высокий уровень доступности | Высокий уровень доступности | Высокий уровень доступности | Высокий уровень доступности | Высокий уровень доступности | Высокий уровень доступности | Высокий уровень доступности | ||
2.2. | Частота обслуживания остановочных пунктов (доля остановочных пунктов, обслуживаемых с минимальной нормативной частотой) | 100% | 100% | 100% | 100% | 100% | 100% | 100% | 100% | 100% | 100% |
Высокий уровень доступности | Высокий уровень доступности | Высокий уровень доступности | Высокий уровень доступности | Высокий уровень доступности | Высокий уровень доступности | Высокий уровень доступности | Высокий уровень доступности | Высокий уровень доступности | Высокий уровень доступности |
Таблица 5.2
Расчет эффективности реализации вариантов комплексной схемы организации транспортного обслуживания населения общественным транспортом (КСОТ)
Тыс. рублей
Год | Базовый вариант | Целевой вариант | Расширенный вариант | |||||
Доходы | Затраты | Доходы | Затраты | Доходы | Затраты | |||
2021 | 315403,01 | 91582,01 | 1898258,85 | 263983,35 | 3971741,59 | 460317,3 | ||
2022 | 3018448,4 | 939055,67 | 18166587,6 | 2706809,45 | 38010090,8 | 4719961,39 | ||
2023 | 1156768,5 | 387559,8 | 6962032,64 | 1117133,48 | 14566714,4 | 1947985,98 | ||
2024 | 506170,53 | 183717,8 | 3046396,72 | 529562,93 | 6373999,27 | 923418 | ||
2025 | 26556309,2 | 10515033,2 | 159829638 | 30309375,9 | 334412781 | 52851553,3 | ||
2026 | 400762,43 | 174551,11 | 2411996,11 | 503140,14 | 5046638,01 | 877343,63 | ||
2027 | 28604,97 | 13843,14 | 172159,51 | 39902,57 | 360210,68 | 69579,55 | ||
2028 | 67798,9 | 36912,06 | 408048,93 | 106398,28 | 853763,9 | 185530,53 | ||
2029 | 57708,85 | 35907,07 | 347321,78 | 103501,43 | 726704,03 | 180479,18 | ||
2030 | 11831794,2 | 8588849,1 | 71209872 | 24757188,2 | 148992963 | 43170003,1 | ||
2031 | 71538,22 | 62316,6 | 430554,09 | 179626,36 | 900851,62 | 313220,97 | ||
2032 | 55756,85 | 60711,91 | 335573,66 | 175000,88 | 702123,35 | 305155,36 | ||
2033 | 40796,23 | 59229 | 245532,87 | 170726,43 | 513730,31 | 297701,84 | ||
2034 | 26569,31 | 57860,99 | 159907,87 | 166783,17 | 334576,47 | 290825,83 | ||
2035 | 12995,51 | 56601,62 | 78213,71 | 163153,06 | 163647,14 | 284495,89 | ||
Итоговый чистый дисконтированный доход | 10 819 829 | 91 848 477,56 | 200 738 984,6 |
Таким образом, с точки зрения экономической эффективности целевой и базовый варианты реализации комплексной схемы организации транспортного обслуживания населения общественным транспортом (КСОТ) Белгородской области уступают расширенному варианту.
Рассматривая сценарии развития, можно сделать выводы, что при реализации каждого из них будет наблюдаться рост качества транспортного обслуживания населения, при этом целевой и расширенный сценарий предполагают улучшение условий доступности пассажирского ТОП для маломобильных категорий населения и надежности работы сети.
Так, в рамках целевого и расширенного сценариев за счет дальнейшего развития интеллектуальной транспортной системы (ИТС) повысится коэффициент надежности ввиду организации контроля и оперативного управления системой пассажирского ТОП.
Повышение доступности сети для маломобильных групп населения планируется за счет их учета при проведении мероприятий по реконструкции и приведению к нормативному состоянию объектов инфраструктуры, а также при новом строительстве объектов внешнего транспорта.
Улучшение комфорта при совершении поездок будет достигаться за счет обновления подвижного состава и изменения классов подвижного состава (ПС) в соответствии со сложившимися пассажиропотоками.
При этом за счет реализации большего количества мероприятий наибольший положительный эффект будет достигаться при реализации расширенного сценария развития.
Также ввиду развития новых транспортных связей за счет дорожного строительства, предусмотренного программой комплексного развития транспортной инфраструктуры (ПКРТИ) Белгородской области, а также организации приоритета в движении транспортных средств на отдельных участках внутри крупных городов (Белгород, Старый Оскол) наблюдается рост общих скоростей и снижение времени реализации корреспонденций, что приводит к росту спроса на услуги общественного транспорта.