ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 3 марта 2023 года N 85-пр


О внесении изменений в государственную программу Хабаровского края "Развитие малого и среднего предпринимательства в Хабаровском крае", утвержденную постановлением Правительства Хабаровского края от 17 апреля 2012 г. N 124-пр



В соответствии с Порядком принятия решений о разработке государственных программ Хабаровского края, их формирования и реализации, утвержденным постановлением Правительства Хабаровского края от 20 сентября 2013 г. N 283-пр, в целях совершенствования нормативных правовых актов Хабаровского края Правительство края постановляет:


Внести в государственную программу Хабаровского края "Развитие малого и среднего предпринимательства в Хабаровском крае", утвержденную постановлением Правительства Хабаровского края от 17 апреля 2012 г. N 124-пр, следующие изменения:


1) паспорт, разделы 1 - 3 изложить в следующей редакции:


"ПАСПОРТ государственной программы Хабаровского края "Развитие малого и среднего предпринимательства в Хабаровском крае"


Наименование государственной программы Хабаровского края

-

государственная программа Хабаровского края "Развитие малого и среднего предпринимательства в Хабаровском крае" (далее также - Программа и край соответственно)

Ответственный исполнитель Программы

-

министерство экономического развития края (с 2013 по 2018 год, с 2022 по 2025 год);

министерство инвестиционного развития и предпринимательства края (с 2019 по 2021 год)

Соисполнители, участники Программы

-

министерство экономического развития края;

министерство строительства края;

министерство имущества края;

комитет по делам молодежи Правительства края;

микрокредитная компания "Фонд поддержки малого предпринимательства Хабаровского края" (по согласованию);

Гарантийный фонд Хабаровского края (по согласованию);

автономная некоммерческая организация "Краевое агентство содействия предпринимательству" (по согласованию);

администрации муниципальных образований края (по согласованию);

организации, привлекаемые к исполнению (по согласованию)

Цель Программы

-

создание благоприятных условий для устойчивого функционирования и развития малого и среднего предпринимательства и физических лиц, применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" (далее также - самозанятые граждане), на территории края

Задачи Программы

-

улучшение финансового положения, развитие производственного и инновационного потенциала малого и среднего предпринимательства края и самозанятых граждан;

развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства края и самозанятых граждан;

совершенствование информационного, образовательного и аналитического обеспечения малого и среднего предпринимательства края и самозанятых граждан;

формирование положительного имиджа предпринимательства, развитие делового сотрудничества бизнеса и власти;

развитие малого и среднего предпринимательства в муниципальных образованиях края;

снижение издержек малого и среднего предпринимательства края, самозанятых граждан, связанных с арендой краевого государственного имущества;

улучшение инвестиционного и делового климата края;

создание благоприятных условий для осуществления деятельности самозанятыми гражданами

Подпрограммы

-

в рамках Программы реализация подпрограмм не предусмотрена

Основные мероприятия Программы

-

содействие расширению доступа субъектам малого и среднего предпринимательства края (далее также - СМСП) и самозанятым гражданам к финансовым ресурсам;

содействие созданию и развитию инфраструктуры поддержки СМСП и самозанятых граждан;

совершенствование информационного, образовательного и аналитического обеспечения СМСП и самозанятых граждан;

содействие повышению престижа предпринимательской деятельности и развитию делового сотрудничества бизнеса и власти;

содействие развитию малого и среднего предпринимательства в муниципальных образованиях края;

предоставление имущественной поддержки СМСП и самозанятым гражданам;

формирование благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности;

региональный проект "Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности";

региональный проект "Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию";

региональный проект "Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства";

региональный проект "Популяризация предпринимательства";

региональный проект "Создание условий для легкого старта и комфортного ведения бизнеса";

региональный проект "Создание благоприятных условий для осуществления деятельности самозанятыми гражданами"

Основные показатели (индикаторы) Программы

-

количество СМСП - получателей поддержки;

количество созданных СМСП в расчете на 1 тыс. действующих СМСП;

количество СМСП (включая индивидуальных предпринимателей) в расчете на 1 тыс. человек населения края;

сумма налоговых поступлений от малого и среднего предпринимательства края в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;

количество вновь созданных рабочих мест (включая вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей) СМСП, получившими государственную поддержку;

доля обрабатывающей промышленности в обороте СМСП (без учета индивидуальных предпринимателей);

позиция края в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации (в отчетном периоде);

численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, в том числе индивидуальных предпринимателей и самозанятых граждан;

оборот продукции и услуг, производимых СМСП и самозанятыми гражданами;

доля кредитов СМСП в общем кредитном портфеле юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

Этапы и сроки реализации Программы

-

Программа реализуется в два этапа:

I этап - 2013 - 2015 годы;

II этап - 2016 - 2025 годы

Ресурсное обеспечение реализации Программы за счет средств краевого бюджета и прогнозная (справочная) оценка расходов федерального бюджета, бюджетов муниципальных образований края, внебюджетных средств

-

общий объем финансирования Программы - 15 103,13 млн. рублей,

в том числе:

субсидии из федерального бюджета - 191,72 млн. рублей,

в том числе по годам:

2013 год - 0 млн. рублей,

2014 год - 191,72 млн. рублей,

2015 год - 0 млн. рублей,

2016 год - 0 млн. рублей,

2017 год - 0 млн. рублей,

2018 год - 0 млн. рублей,

2019 год - 0 млн. рублей,

2020 год - 0 млн. рублей,

2021 год - 0 млн. рублей,

2022 год - 0 млн. рублей,

2023 год - 0 млн. рублей,

2024 год - 0 млн. рублей,

2025 год - 0 млн. рублей;

из краевого бюджета - 2 593,53 млн. рублей,

в том числе по годам:

2013 год - 311,20 млн. рублей,

2014 год - 226,29 млн. рублей,

2015 год - 276,18 млн. рублей,

в том числе средства краевого бюджета, источником финансового обеспечения которых являются средства федерального бюджета, - 213,44 млн. рублей,

2016 год - 283,18 млн. рублей,

в том числе средства краевого бюджета, источником финансового обеспечения которых являются средства федерального бюджета, - 78,21 млн. рублей,

2017 год - 251,71 млн. рублей,

в том числе средства краевого бюджета, источником финансового обеспечения которых являются средства федерального бюджета, - 75,01 млн. рублей,

2018 год - 123,51 млн. рублей,

в том числе средства краевого бюджета, источником финансового обеспечения которых являются средства федерального бюджета, - 51,85 млн. рублей,

2019 год - 153,83 млн. рублей,

в том числе средства краевого бюджета, источником финансового обеспечения которых являются средства федерального бюджета, - 106,62 млн. рублей,

2020 год - 325,09 млн. рублей,

в том числе средства краевого бюджета, источником финансового обеспечения которых являются средства федерального бюджета, - 279,92 млн. рублей,

2021 год - 111,70 млн. рублей,

в том числе средства краевого бюджета, источником финансового обеспечения которых являются средства федерального бюджета, - 78,35 млн. рублей,

2022 год - 158,60 млн. рублей,

в том числе средства краевого бюджета, источником финансового обеспечения которых являются средства федерального бюджета, - 117,72 млн. рублей,

2023 год - 129,01 млн. рублей,

в том числе средства краевого бюджета, источником финансового обеспечения которых являются средства федерального бюджета, - 95,71 млн. рублей,

2024 год - 110,30 млн. рублей,

в том числе средства краевого бюджета, источником финансового обеспечения которых являются средства федерального бюджета, - 77,36 млн. рублей,

2025 год - 132,93 млн. рублей,

в том числе средства краевого бюджета, источником финансового обеспечения которых являются средства федерального бюджета, - 0 млн. рублей;

из бюджетов муниципальных образований края (по согласованию) - 440,00 млн. рублей,

в том числе по годам:

2013 год - 40,00 млн. рублей,

2014 год - 40,00 млн. рублей,

2015 год - 40,00 млн. рублей,

2016 год - 40,00 млн. рублей,

2017 год - 40,00 млн. рублей,

2018 год - 30,00 млн. рублей,

2019 год - 30,00 млн. рублей,

2020 год - 30,00 млн. рублей,

2021 год - 30,00 млн. рублей,

2022 год - 30,00 млн. рублей,

2023 год - 30,00 млн. рублей,

2024 год - 30,00 млн. рублей,

2025 год - 30,00 млн. рублей;

внебюджетные средства (по согласованию) - 11 877,88 млн. рублей,

в том числе по годам:

2013 год - 378,35 млн. рублей,

2014 год - 378,35 млн. рублей,

2015 год - 695,00 млн. рублей,

2016 год - 695,00 млн. рублей,

2017 год - 779,00 млн. рублей,

2018 год - 854,00 млн. рублей,

2019 год - 795,84 млн. рублей,

2020 год - 821,14 млн. рублей,

2021 год - 1 225,00 млн. рублей,

2022 год - 1 279,50 млн. рублей,

2023 год - 1 318,90 млн. рублей,

2024 год - 1 328,90 млн. рублей,

2025 год - 1 328,90 млн. рублей

Объем налоговых расходов края в рамках реализации Программы

-

общий объем налоговых расходов края в рамках реализации Программы - 799,004 млн. рублей,

в том числе по годам:

2021 год - 200,223 млн. рублей,

2022 год - 395,645 млн. рублей,

2023 год - 71,945 млн. рублей,

2024 год - 66,352 млн. рублей,

2025 год - 64,839 млн. рублей

Ожидаемые результаты реализации Программы

-

в результате реализации мероприятий Программы ожидается:

количество СМСП - получателей поддержки составит к 2025 году 49,945 тыс. единиц;

количество созданных СМСП в расчете на 1 тыс. действующих СМСП увеличится к 2025 году до 159,0 единиц;

количество СМСП (включая индивидуальных предпринимателей) в расчете на 1 тыс. человек населения края составит к 2025 году 39,2 единицы;

сумма налоговых поступлений от малого и среднего предпринимательства края в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации увеличится к 2025 году до 40,5 млрд. рублей;

количество вновь созданных рабочих мест (включая вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей) СМСП, получившими государственную поддержку, составит к 2025 году 9 626 единиц;

доля обрабатывающей промышленности в обороте СМСП (без учета индивидуальных предпринимателей) составит к 2020 году 8,1 процента;

численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, в том числе индивидуальных предпринимателей и самозанятых граждан, составит к 2025 году 207,983 тыс. человек;

реализация в крае "дорожных карт" по внедрению целевых моделей упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 января 2017 г. N 147-р по итогам 2023 года на уровне 85 процентов;

оборот продукции и услуг, производимых СМСП и самозанятыми гражданами, к 2025 году составит 1 050,0 млрд. рублей;

доля кредитов СМСП в общем кредитном портфеле юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к 2025 году составит 32,8 процента


1. Общая характеристика обоснования разработки Программы


Малое и среднее предпринимательство (далее также - МСП) играет значительную роль в социально-экономической структуре Хабаровского края. Оно присутствует практически во всех отраслях экономики края. Деятельность малого и среднего предпринимательства оказывает существенное влияние на социально-экономическое развитие территорий: создает конкурентную рыночную среду, обеспечивает занятость населения, особенно в отдаленных районах края, смягчая социальные проблемы.


По данным Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, по итогам 2021 года в Хабаровском крае зарегистрировано 50 327 субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе 132 средних предприятия, 1 889 малых и 48 306 микропредприятий (46% - юридические лица, 54% - индивидуальные предприниматели). Общее количество субъектов малого и среднего предпринимательства края увеличилось по сравнению с предыдущим годом на 0,3 процента (или на 130 единиц).


В связи с внесением в 2020 году в Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" изменений, касающихся поддержки физических лиц, применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", в крае наблюдается стремительный рост самозанятых граждан, что объясняется преимуществами специального налогового режима "Налог на профессиональный доход".


Количество лиц, применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", по итогам 2021 года составило 23 006 человек, прирост по сравнению с прошлым годом более чем в три раза (по итогам 2020 года - 5 276 человек).


По итогам 2021 года численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства в крае составила 215 873 человека (прирост к 2020 году 12,5%), что составляет 31,3 процента от экономически активного занятого населения края.


Несмотря на то, что по числу субъектов малого и среднего предпринимательства, а также по численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства по итогам 2021 года Хабаровский край занимает второе место в Дальневосточном федеральном округе после Приморского края, численность субъектов малого и среднего предпринимательства в крае на протяжении нескольких лет существенно не изменилась.


За период 2016 - 2021 гг. средняя численность предпринимателей в крае, по данным Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, составила 51 959 субъектов.


По результатам социологических исследований, проведенных в Хабаровском крае научными, общественными и образовательными организациями, на развитие малого и среднего предпринимательства оказывает влияние ряд факторов, имеющих как общероссийское, так и местное значение. Наиболее значимые из них:


- недостаток собственных финансовых ресурсов для развития бизнеса;


- высокая стоимость и сложность получения банковских кредитных ресурсов;


- неразвитость инфраструктуры для поддержки малого и среднего предпринимательства, особенно в муниципальных образованиях края;


- недостаток квалифицированных кадров, знаний и информации для ведения предпринимательской деятельности;


- сложные стартовые условия для начала бизнеса;


- низкая производственная и инновационная активность малого бизнеса;


- недостаточно позитивное восприятие предпринимательства населением, а также недостаточно активное взаимодействие власти и бизнеса;


- недостаток средств в муниципальных бюджетах на развитие малого и среднего предпринимательства.


Развитие малого и среднего предпринимательства определено указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" одним из приоритетных направлений социально-экономического развития Российской Федерации. В рамках национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы" в крае разработаны и реализуются региональные проекты "Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам, в том числе льготному финансированию", "Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства", "Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности", "Популяризация предпринимательства", "Создание условий для легкого старта и комфортного ведения бизнеса", "Создание благоприятных условий для осуществления деятельности самозанятыми гражданами".


Мероприятия региональных проектов реализуются с привлечением средств федерального бюджета и призваны стимулировать предпринимательскую инициативу в крае.


Реализацию мер, направленных на создание благоприятных условий для развития МСП, целесообразно осуществлять в рамках Программы путем скоординированного выполнения комплекса взаимоувязанных по срокам, ресурсам, исполнителям и результатам мероприятий, содержащихся в Программе.


2. Приоритеты и цели краевой государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства. Цели и задачи Программы


Краевая государственная политика в области развития малого и среднего предпринимательства является частью государственной социально-экономической политики Российской Федерации и представляет собой комплекс мер, направленных на реализацию целей, установленных Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".


Цели и задачи Программы соответствуют основным направлениям указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", от 7 мая 2012 г. N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике", от 4 февраля 2021 г. N 68 "Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и деятельности исполнительных органов субъектов Российской Федерации", Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, Стратегии социально-экономического развития Хабаровского края на период до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 13 июня 2018 г. N 215-пр.


Целью Программы является создание благоприятных условий для устойчивого функционирования и развития малого и среднего предпринимательства и физических лиц, применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", на территории края.


Достижение цели Программы обеспечивается решением следующих основных задач:


- улучшение финансового положения, развитие производственного и инновационного потенциала малого и среднего предпринимательства края и самозанятых граждан;


- развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства края и самозанятых граждан;


- совершенствование информационного, образовательного и аналитического обеспечения малого и среднего предпринимательства края и самозанятых граждан;


- формирование положительного имиджа предпринимательства, развитие делового сотрудничества бизнеса и власти;


- развитие малого и среднего предпринимательства в муниципальных образованиях края;


- снижение издержек малого и среднего предпринимательства края и самозанятых граждан, связанных с арендой краевого государственного имущества;


- улучшение инвестиционного и делового климата края;


- создание благоприятных условий для осуществления деятельности самозанятыми гражданами.


Принимая во внимание необходимость развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в сфере производства и оказания услуг, особенно в сельских и северных территориях края, приоритетными направлениями деятельности, в которых необходимо стимулировать малое и среднее предпринимательство и предусматривать меры государственной поддержки, являются:


- инновационная деятельность;


- производство продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления, развитие промыслов;


- производство и переработка сельскохозяйственной продукции;


- строительство и производство строительных материалов;


- предоставление бытовых, транспортных услуг населению;


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»