Общепринято, что любая продукция имеет национальные ассоциации с культурой региона или страны, которая ее произвела. В российском кинематографе у каждого региона есть своя специфика в зависимости от исторического развития, природного ландшафта и этнической карты населения. Но для достижения экспортных целей необходимо развивать производство культурных продуктов с нейтральными характеристиками, которое позволяет интегрироваться в мировой рынок и приобретать международную популярность, поскольку нейтральные продукты легко воспринимаются аудиторией в зарубежных странах. При создании экспортно ориентированных больших проектов, в том числе копродукции, кратно усиливается потенциал экономического аспекта киноиндустрии, проявляющегося не в прямом получении дохода из индустрии кино, а в ее побочном проявлении: привитии культуры потребления и установлении трендов. Как показывает мировая практика, массовое продвижение персонажей и образов, встроенных в сюжет кинокартины, способно дать колоссальный толчок развитию других отраслей экономики: легкой и пищевой промышленности, туризма, оптовой и розничной торговли, экспорта материальных и цифровых товаров и другой продукции той или иной страны.
Ярким примером подобной переориентации на предпочтения внешней аудитории выступает опыт Южной Кореи, которая стала мировым феноменом с точки зрения экономического роста, и сейчас является крупнейшим экспортером на глобальные рынки культурной продукции: кино, музыки, телевизионных программ, сериалов, высокотехнологичного игрового контента. Успех Южной Кореи объясняется высоким качеством креативной продукции, переориентированной на предпочтения европейской и американской аудитории, но при этом не теряющей своей привлекательности благодаря сохранению традиционных корейских ценностей и культурной самобытности в контенте.
Другим отечественным примером может послужить опыт Мурманской области - за счет успеха фильмов и креативного контента, которые были сняты с использованием государственной поддержки, в том числе программы кинорибейтов, был дан мощнейший толчок развитию экономики региона в целом. Большая часть фильмов, снятых с применением механизма кинорибейтов, больше ориентирована на зрителей мирового рынка и не акцентируется на региональные вкусовые предпочтения. Использование подобных механизмов развития контента может дать толчок развитию региона в целом, однако при этом необходимо продолжать ориентироваться на российский и мировой рынки.
Для обеспечения такого перехода необходимо выстраивать системную работу по следующим направлениям:
переориентация производимого контента на вкусы международной аудитории: выделение средств в грантовых конкурсах на поддержку производства кино, анимации и другого цифрового контента, включая гранты, источником которых является субсидия из государственного бюджета Республики Саха (Якутия), на поддержку и укрепление национального кинопроизводства, отдельных категорий для копродукции и продуктов, ориентированных в том числе на внешнее потребление;
введение дальневосточной системы рибейтов - возмещение потраченных средств, понесенных производителями для съемок кино, в том числе иностранного, в Республике Саха (Якутия);
государственная поддержка, в том числе не финансовая, в части заключения международных соглашений о совместном производстве, регулирования вопросов защиты прав интеллектуальной собственности и др.;
создание на базе АУ РС(Я) ГНК "Сахафильм" кинокомиссии, которая будет оказывать российским и иностранным кинокомпаниям помощь в подборе локаций, получении разрешений на съемки на территориях регионов Дальневосточного федерального округа, привлечении местных компаний и кадров;
разработка и утверждение программы кинорибейтов для компенсации части понесенных российскими и иностранными кинокомпаниями (вне зависимости от региона их регистрации) затрат в ходе съемок на территории региона.