Положение о развитии наставничества над несовершеннолетними в Пермском крае (далее - Положение)
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет концепцию развития института общественных наставников, работающих на добровольной основе с несовершеннолетними, проживающими на территории Пермского края и их семьями, нуждающимися в дополнительной помощи и поддержке.
1.2. Общественное наставничество (далее - наставничество) осуществляется жителями Пермского края с активной гражданской позицией, способными бескорыстно передавать свой жизненный опыт, социальные жизненные навыки для успешной адаптации несовершеннолетних в современном мире, оказывать помощь тем, кто в ней нуждается.
1.3. Основной целью наставничества является эффективное решение проблем, связанных с социальной реабилитацией несовершеннолетних, снижение уровня подростковой преступности. Наставники закрепляются преимущественно за несовершеннолетними, состоящими на профилактических учетах органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, находящимися в конфликте с законом, окружением и собой, при необходимости и за иными категориями несовершеннолетних.
1.4. Наставничество осуществляется на основе принципов:
законности и соблюдения прав ребенка и семьи;
оказания помощи при добровольном согласии наставляемого;
безвозмездного оказания помощи наставляемому;
формирования деятельного общения;
адресного подхода в решении проблем наставляемого - на основе понимания многообразия аспектов личности ребенка и его родителей (законных представителей) (индивидуальных черт, склонностей, нравственных позиций, возрастных особенностей, взаимоотношений в семье и коллективе, места и условий проживания, семейной ситуации) выработки решений конкретных проблем социальной дезадаптации подростка;
коммуникативности - способности к быстрому и оперативному общению с подростком, а также налаживанию связей и координации со всеми органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
оперативности в деятельности - способность к быстрому выстраиванию коммуникации с наставляемым и его окружением, а также к незамедлительным действиям в решении их проблем;
соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье;
системности в процессе наставничества - видение комплекса взаимосвязанных мер, направленных на помощь наставляемому и его окружению, в сотрудничестве с представителями органов и учреждений системы профилактики детского и семейного неблагополучия, бизнеса, общественности.
В настоящем Положении используются следующие понятия:
наставничество - это технология передачи жизненного и личностного опыта от старшего поколения к младшему, формирования социально-значимых ценностей и навыков у детей через неформальное взаимообогащающее общение между наставником и наставляемым, основанное на доверительных отношениях, в индивидуальном, групповом или командном формате;
наставник - житель Пермского края достигший возраста 18 лет (в исключительных случаях с 16 лет), имеющий активную гражданскую позицию, не состоящий на учете у нарколога и психиатра, не имеющий судимости, прошедший отбор на региональном или муниципальном уровнях и осуществляющий сопровождение наставляемого на добровольной основе или по совместительству с работой, учебой;
наставляемый - несовершеннолетний, состоящий на профилактических учетах органов и учреждений системы профилактики, как находящийся в конфликте с законом, окружением и собой, или по иным основаниям;
наставляемый, находящийся в конфликте с законом - несовершеннолетний, совершивший правонарушение (уголовное или административное), общественно опасное деяние, иные антиобщественные нарушения;
наставляемый, находящийся в конфликте с окружением - несовершеннолетний, имеющий проблемы во взаимоотношениях со сверстниками, родителями (законными представителями), педагогами;
наставляемый, находящийся в конфликте с собой - несовершеннолетний, имеющий суицидальные наклонности и деструктивное проявление поведения как в реальной, так и в виртуальной жизни;
тьютор - специалист социальной сферы или более опытный из числа наставников, проживающий на территории пребывания наставляемых и осуществляющий поддержку и сопровождение наставников на территории;
координатор - специалист муниципальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее - муниципальная комиссия) в территории проживания наставляемых, осуществляющий координацию профилактической работы в отношении несовершеннолетних в рамках реализации технологии наставничества.
ресурсный центр - объединение специалистов, осуществляющих методическую, образовательную и организационную поддержку развития технологии наставничества на территории Пермского края;
межведомственная команда реализации технологии наставничества - объединение координатора, тьютора и наставников, созданное в целях развития и реализации технологии наставничества, состав которой утверждается постановлением муниципальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
1.6. Наставничество может быть индивидуальным, групповым и командным. При индивидуальном наставничестве: 1 наставник - 1 ребенок; при групповом: 1 наставник - 2-10 детей; при командном: 2-3 наставника - 2-10 детей.
2.1. Деятельность координатора заключается в управлении процессом внедрения и дальнейшем сопровождении технологии наставничества.
2.2. Численность координаторов определяется с учетом численности детского населения в муниципалитете (1 координатор в территории из числа сотрудников, обеспечивающих деятельность муниципальной комиссии).
2.3. Задачи координатора:
участвует в проектировании и реализации технологии наставничества в территории;
участвует в отборе детей, которые пройдут технологию наставничества;
контролирует реализацию технологии наставничества;
участвует в организации и проведении мероприятий технологии наставничества;
способствует межведомственному взаимодействию в вопросах, возникающих в процессе реализации технологии наставничества;
привлекает ресурсы, необходимые для реализации технологии наставничества;
способствует стимулированию (мотивированию) наставников и тьюторов;
проходит специализированное обучение для координаторов, организуемое Ресурсным центром;
способствует информационному освещению технологии наставничества на территории муниципального образования;
поддерживает корпоративную культуру и позитивный психологический климат наставников и тьюторов.
2.4. Требования к координаторам:
работает в муниципальной комиссии;
имеет стаж работы в социальной сфере не менее 3 лет;
не имеет судимости;
не состоит на психиатрическом, наркологическом учетах;
не имеет вредных (пагубных) привычек и зависимостей;
имеет опыт работы с детьми и/или молодежью;
имеет позитивный контент в аккаунтах в социальных сетях;
имеет активную гражданскую позицию и желание помогать детям, находящимися в конфликте с законом, окружением и собой;
имеет внешний вид, соответствующий общепринятому деловому стилю.
2.5. Процедура отбора координаторов:
2.5.1. Муниципальная комиссия, желающая внедрить технологию наставничества в своей территории, определяет кандидата/кандидатов на роль координатора согласно выше обозначенным критериям из числа сотрудников, обеспечивающих деятельность муниципальной комиссии. Данный кандидат заполняет электронную анкету на обучающее мероприятие для организаторов наставничества, организуемое Ресурсным центром.
2.5.2. Координатор проходит выездное обучение в течение 2-3 суток, по результатам которого ведущие обучения, специалисты Ресурсного центра, дают свое заключение о присвоении участнику статуса координатора наставничества на территории муниципального образования.
2.5.3. В течение 7 суток после утверждения координатора Ресурсным центром с муниципальным образованием заключается соглашение о сотрудничестве в сфере наставничества над детьми, находящимися в конфликте с законом, окружением и собой.
2.5.4. Координатор и тьютор(ы) вместе проектируют модель наставничества для своей территории в формате проектного семинара, проводимого с участием Ресурсного центра. Проектный семинар может проводится для нескольких проектных команд муниципалитетов совместно.
2.6. Объект деятельности - межведомственная команда реализации технологии наставничества.