Основные направления налоговой политики сформированы на основе применения заложенных в предшествующие годы базовых принципов и условий налогообложения.
В целом региональные финансы показали свою устойчивость к глобальным вызовам. В условиях осложнения экономической ситуации меры, принятые в рамках налоговой политики Амурской области, позволили по итогам 2022 года обеспечить рост общего объема доходов консолидированного бюджета к уровню поступлений 2021 года на 2,8%.
По итогам 2022 года в доход консолидированного бюджета Амурской области поступило 121944,9 млн. рублей, в том числе налоговые и неналоговые доходы - 81200,0 млн. рублей, или 66,6% от общего объема доходов. По сравнению с 2021 годом объем налоговых и неналоговых доходов увеличился на 3414,6 млн. рублей, или на 4,4% (в 2021 году - 77785,4 млн. рублей).
За 2022 год в областной бюджет поступило налоговых и неналоговых доходов в объеме 65488,1 млн. рублей. Прирост поступлений к объему поступлений предыдущего года составил 2293,5 млн. рублей, или 3,6%.
В целях создания благоприятных налоговых условий для осуществления инвестиционной деятельности, развития малого и среднего предпринимательства, создания новых промышленных предприятий региональным законодательством установлены налоговые преференции по налогу на прибыль организаций, налогу на имущество организаций и специальным налоговым режимам.
В 2022 году достигнуты целевые индикаторы роста заработной платы отдельных категорий работников, определенных Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы", от 28 декабря 2012 г. N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Указы Президента Российской Федерации 2012 года), в размере 100 и 200% к среднемесячному доходу от трудовой деятельности с учетом допустимого 5% отклонения. Прогнозный показатель на 2022 год был установлен в размере 52977,0 рубля. В 2022 году в Амурской области обеспечено повышение оплаты труда всем категориям работников бюджетной сферы:
на сохранение достигнутых соотношений заработной платы отдельных категорий работников, определенных Указами Президента Российской Федерации 2012 года, к среднемесячному доходу от трудовой деятельности в регионе с учетом допустимого 5% отклонения;
на доведение минимального размера оплаты труда работников бюджетной сферы до прожиточного минимума с 1 января 2022 года в размере 13890,0 рубля, с 1 июня 2022 года - в размере 15279,0 рубля с учетом районных коэффициентов и процентной надбавки.
В 2023 году и в плановом периоде 2024 и 2025 годов повышение оплаты труда работникам бюджетного сектора экономики остается одним из основных направлений бюджетных расходов.
В 2023 году финансово обеспечено сохранение соотношения оплаты труда отдельных категорий работников, определенных Указами Президента Российской Федерации 2012 года (педагогическим работникам сферы образования, работникам сферы культуры, медицинским и социальным работникам), в размере 100 и 200% к среднемесячному доходу от трудовой деятельности, прогнозируемому в размере 56712,0 рубля, с учетом допустимого 5% отклонения.
Учитывая территориальные особенности расположения учреждений образования и культуры в Амурской области, показатели средней заработной платы в данных сферах дифференцированы по территориям.
Предусмотрены расходы на индексацию заработной платы работникам бюджетной сферы, не связанным с Указами Президента Российской Федерации 2012 года: на 4% - с 1 января 2023 года, на 5,4% - с 1 октября 2023 года и далее с 1 октября - ежегодно на 4%.
В соответствии с Федеральным законом от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" в 2023 году предусмотрены средства областного бюджета на доведение оплаты труда до уровня минимального размера оплаты труда. Минимальный размер оплаты труда с 1 января 2023 года составил 16242,0 рубля. Средства предусмотрены с учетом районных коэффициентов и процентной надбавки.
Вторым из приоритетов является система мер социальной поддержки граждан в Амурской области, которая направлена на обеспечение благополучия отдельных категорий граждан.