ПРАВИТЕЛЬСТВО ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 февраля 2023 года N 158-пп


О внесении изменения в постановление Правительства Оренбургской области от 20.03.2019 N 186-пп



Правительство Оренбургской области


ПОСТАНОВЛЯЕТ:


1. Внести в постановление Правительства Оренбургской области от 20.03.2019 N 186-пп "Об утверждении областной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда Оренбургской области" на 2019 - 2023 годы" (в редакции постановлений Правительства Оренбургской области от 23.01.2020 N 5-пп, от 05.03.2020 N 114-пп, от 01.12.2020 N 999-пп, от 29.01.2021 N 25-пп, от 22.06.2021 N 511-пп, от 07.12.2021 N 1155-пп, от 25.01.2022 N 36-пп, от 22.02.2022 N 149-пп, от 15.06.2022 N 543-пп, от 30.08.2022 N 945-пп, от 09.11.2022 N 1208-пп) следующее изменение:


приложение к постановлению изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.


2. Постановление вступает в силу со дня его подписания и подлежит официальному опубликованию.



Губернатор -
председатель Правительства
Оренбургской области
Д.В.ПАСЛЕР



Приложение
к постановлению
Правительства
Оренбургской области
от 14 февраля 2023 г. N 158-пп



Областная адресная программа "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда Оренбургской области" на 2019 - 2023 годы



Паспорт областной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда Оренбургской области" на 2019 - 2023 годы (далее - Программа)

Наименование Программы

-

областная адресная программа "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда Оренбургской области" на 2019 - 2023 годы

Государственный заказчик Программы

-

министерство строительства, жилищно-коммунального, дорожного хозяйства и транспорта Оренбургской области

Главный распорядитель бюджетных средств

-

министерство строительства, жилищно-коммунального, дорожного хозяйства и транспорта Оренбургской области

Основные разработчики Программы

-

министерство строительства, жилищно-коммунального, дорожного хозяйства и транспорта Оренбургской области;

органы местного самоуправления муниципальных образований Оренбургской области (далее - органы местного самоуправления) (по согласованию)

Исполнители Программы

-

министерство строительства, жилищно-коммунального, дорожного хозяйства и транспорта Оренбургской области;

органы местного самоуправления - участники Программы (по согласованию)

Основные цели и задачи Программы

-

основными целями Программы являются:

обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда;

переселение граждан из многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации;

создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан;

формирование адресного подхода к решению проблемы переселения граждан из многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации;

непрерывное планирование, заблаговременное проведение мероприятий, направленных на информирование граждан и согласование с ними способов и иных условий переселения из аварийного жилищного фонда;

эффективность использования бюджетных средств, в том числе полученных за счет средств публично-правовой компании "Фонд развития территорий" (далее - Фонд), выбор наиболее экономически эффективных способов реализации Программы с учетом обеспечения прав и законных интересов переселяемых граждан;

обеспечение реализации основных мероприятий Программы в сжатые сроки в целях минимизации издержек по содержанию аварийных домов и сокращения сроков включения освобождающихся земельных участков в хозяйственный оборот.

Для достижения основных целей Программы необходимо решение следующих задач:

реализация механизмов переселения граждан из непригодного для проживания жилищного фонда, обеспечивающих соблюдение их жилищных прав, установленных законодательством Российской Федерации;

привлечение финансовой поддержки за счет средств Фонда;

регулирование отношений между Фондом, Правительством Оренбургской области и органами местного самоуправления

Перечень муниципальных образований Оренбургской области - участников Программы

-

город Бугуруслан, город Бузулук, город Медногорск, город Новотроицк, город Оренбург, город Орск, Гайский городской округ, Адамовский поссовет Адамовского района, Заглядинский сельсовет Асекеевского района, Рязановский сельсовет Асекеевского района, Михайловский сельсовет Бугурусланского района, Пилюгинский сельсовет Бугурусланского района, Красногвардейский сельсовет Бузулукского района, Кардаиловский сельсовет Илекского района, Кваркенский сельсовет Кваркенского района, Кировский сельсовет Кваркенского района, Коминтерновский сельсовет Кваркенского района, Красноярский поссовет Кваркенского района, Новооренбургский сельсовет Кваркенского района, Приморский сельсовет Кваркенского района, Матвеевский сельсовет Матвеевского района, Архангеловский сельсовет Оренбургского района, Переволоцкий поссовет Переволоцкого района, Родничнодольский сельсовет Переволоцкого района, Саракташский поссовет Саракташского района, Светлинский поссовет Светлинского района

Срок реализации Программы

-

2019 - 2023 годы

Этапы реализации Программы

-

этап 2019 года - срок реализации до 31.12.2020;

этап 2020 года - срок реализации до 31.12.2021;

этап 2021 года - срок реализации до 31.12.2022;

этап 2022 года - срок реализации до 31.12.2023

Перечень основных мероприятий Программы

-

формирование перечня многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации;

распределение средств финансовой поддержки между муниципальными образованиями Оренбургской области (далее - муниципальные образования) - участниками Программы;

формирование планируемых показателей реализации Программы;

привлечение и аккумулирование бюджетных и внебюджетных финансовых ресурсов для реализации Программы;

организация переселения граждан из аварийных многоквартирных домов

Объем долевого финансирования Программы

-

прогнозный объем финансирования Программы в 2019 - 2023 годах составляет 3713081018,46 рубля, из них средства Фонда - 3117691969,29 рубля, средства областного бюджета - 406157022,75 рубля, средства местных бюджетов - 189232026,42 рубля;

этап 2019 года:

общий объем финансирования - 335447035,96 рубля, из них средства Фонда - 299884290,06 рубля, средства областного бюджета - 16596458,16 рубля, средства местных бюджетов - 18966287,74 рубля;

этап 2020 года:

общий объем финансирования - 716357371,27 рубля, из них средства Фонда - 639530770,09 рубля, средства областного бюджета - 37145097,57 рубля, средства местных бюджетов - 39681503,61 рубля;

этап 2021 года:

общий объем финансирования - 244864882,89 рубля, из них средства Фонда - 224863440,07 рубля, средства областного бюджета - 13251833,30 рубля, средства местных бюджетов - 6749609,52 рубля;

этап 2022 года:

общий объем финансирования - 2416411728,34 рубля, из них средства Фонда - 1953413469,07 рубля, средства областного бюджета - 339163633,72 рубля, средства местных бюджетов - 123834625,55 рубля

Ожидаемые результаты реализации Программы

-

приобретение у застройщиков и на вторичном рынке жилья, строительство и выкуп у собственников не менее 97,742 тыс. кв. метров жилой площади;

переселение в 2019 - 2023 годах не менее 5270 граждан из 250 многоквартирных аварийных жилых домов, признанных до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации

Организация контроля за реализацией Программы

-

общий контроль за реализацией Программы осуществляет министерство строительства, жилищно-коммунального, дорожного хозяйства и транспорта Оренбургской области



I. Содержание проблемы


По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области, по состоянию на 1 января 2018 года общая площадь жилищного фонда области составляла 50920,0 тыс. кв. метров, в том числе общая площадь многоквартирных домов - 30156,8 тыс. кв. метров (59,2 процента), домов блокированной застройки - 5493,4 тыс. кв. метров (10,8 процента), частных (индивидуальных) домов - 15269,8 тыс. кв. метров (30,0 процента).


В общей площади жилищного фонда городской жилищный фонд составляет 30693 тыс. кв. метров (60,3 процента), сельский жилищный фонд - 20227 тыс. кв. метров (39,7 процента). По формам собственности жилищный фонд области делится на частный (95,5 процента), муниципальный (3,1 процента), государственный (1,4 процента).


Аварийный жилищный фонд в общей площади жилого фонда составляет 0,7 процента.


Аварийное жилье является проблемой многих городов России. Наличие аварийного жилищного фонда повышает социальную напряженность в обществе, ухудшает качество предоставляемых коммунальных услуг, сдерживает развитие городской инфраструктуры, создает потенциальную угрозу безопасности и комфорту проживания граждан, ухудшает внешний облик населенных пунктов, что сказывается на инвестиционной привлекательности региона.


С начала работы Фонда (за период с 2008 по 2017 год) в области созданы безопасные условия проживания для 20 тыс. граждан, проживавших в аварийном жилье общей площадью 309 тыс. кв. метров.


Вместе с тем объем нерасселенного аварийного жилищного фонда остается еще значительным.


Федеральным законом от 28 ноября 2018 года N 436-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", в том числе о продлении деятельности Фонда до 2026 года.


Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" перед Правительством Российской Федерации поставлена национальная цель развития Российской Федерации на период до 2024 года - улучшение жилищных условий не менее 5 млн. семей ежегодно.


Задачу по обеспечению дальнейшего устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда планируется решать в рамках национального проекта "Жилье и городская среда", который включает в себя 4 федеральных проекта, в том числе проект "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда".


Утвержденный в 2018 году Губернатором Оренбургской области региональный проект "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда" (далее - региональный проект) направлен, прежде всего, на обеспечение безопасности проживания каждого человека. Под устойчивым сокращением непригодного для проживания жилищного фонда понимается достижение в отчетном периоде объема расселения не менее 50 процентов объема жилья, признаваемого аварийным.


Всего с учетом финансирования, предусмотренного в рамках регионального проекта, в течение 2019 - 2023 годов расселяемая площадь составит 97,742 тыс. кв. метров аварийного жилья, будет переселено 5,27 тыс. человек, проживающих в 250 многоквартирных аварийных домах, признанных таковыми до 1 января 2017 года.


Консолидация бюджетных средств, средств внебюджетных источников, предусмотренных Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", окажет положительное влияние на обеспечение социального благополучия в Оренбургской области, позволит предотвратить угрозу жизни и безопасности граждан, проживающих в домах, признанных до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.


Программа подготовлена на основе анализа существующего технического состояния многоквартирных домов, находящихся на территории Оренбургской области, при условии соблюдения установленного законодательством Российской Федерации порядка признания таких домов аварийными и подлежащими сносу и с учетом предложений муниципальных образований о выбранных гражданами способах реализации Программы.


Перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, представлен в приложении N 1 к Программе.


На основании информации, полученной в результате проведенной работы с гражданами, оценки рынка жилья, стоимости одного квадратного метра приобретения и строительства жилых помещений, наличия договоров развития застроенных территорий и свободного муниципального жилищного фонда орган местного самоуправления проводит сравнительный анализ и оценку экономической эффективности каждого из способов переселения граждан на ближайшие 3 года реализации Программы и направляет соответствующие предложения министерству строительства, жилищно-коммунального, дорожного хозяйства и транспорта Оренбургской области.


В соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции влечет обязанность органов местного самоуправления по изъятию жилых помещений в указанном доме у собственников в случае, если собственники сами в разумный срок не осуществили снос такого дома.


В соответствии со статьями 86, 89 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по обеспечению жилыми помещениями граждан, проживающих в жилых помещениях, занимаемых по договорам социального найма и расположенных в домах, подлежащих сносу, возложена на органы государственной власти или органы местного самоуправления, принявшие решение о сносе таких домов. При этом предоставляемые гражданам в связи с выселением жилые помещения должны быть благоустроенными применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначными по общей площади ранее занимаемым жилым помещениям, отвечать установленным требованиям и могут находиться по месту жительства граждан в границах населенного пункта, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.


В первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов, которые расположены на территории муниципального образования и год признания которых аварийными и подлежащими сносу или реконструкции предшествует годам признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции других многоквартирных домов, расположенных на территории этого муниципального образования, а также из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения или при переселении граждан на основании вступившего в законную силу решения суда. В случае если несколько многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в разные годы, расположены в границах одного элемента планировочной структуры (квартала, микрорайона) или смежных элементов планировочной структуры, переселение граждан из этих домов может осуществляться в рамках одного этапа Программы.



II. Основные цели и задачи Программы


Основными целями Программы являются:


обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда;


переселение граждан из многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации;


создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан;


формирование адресного подхода к решению проблемы переселения граждан из многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации;


непрерывное планирование, заблаговременное проведение мероприятий, направленных на информирование граждан и согласование с ними способов и иных условий переселения из аварийного жилищного фонда;


эффективность использования бюджетных средств, в том числе полученных за счет средств Фонда, выбор наиболее экономически эффективных способов реализации Программы с учетом обеспечения прав и законных интересов переселяемых граждан;


обеспечение реализации основных мероприятий Программы в сжатые сроки в целях минимизации издержек по содержанию аварийных домов и сокращения сроков включения освобождающихся земельных участков в хозяйственный оборот.


Для достижения основных целей Программы необходимо решение следующих задач:


реализация механизмов переселения граждан из непригодного для проживания жилищного фонда, обеспечивающих соблюдение их жилищных прав, установленных законодательством Российской Федерации;


привлечение финансовой поддержки за счет средств Фонда;


регулирование отношений между Фондом, Правительством Оренбургской области и органами местного самоуправления.


Рекомендуемые требования к жилью, проектируемому (строящемуся) и приобретаемому в рамках Программы, представлены в приложении N 2 к Программе.



III. Срок и этапы реализации Программы


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»