Действующий

Об утверждении Стратегии и показателей развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Орловской области на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года


Развитие жилищно-коммунального хозяйства


Состояние коммунальной и жилищной сферы в Орловской области имеет муниципальные различия. Значительная часть систем и объектов жилищно-коммунального хозяйства нуждается в качественной технологической модернизации с привлечением существенного объема инвестиций. Причиной такого положения в первую очередь является недостаточная эффективность деятельности организаций и предприятий жилищно-коммунального хозяйства, обусловленная недостатками применяемых методов ценового регулирования, отсутствием мотивации к снижению затрат, повышению энергоэффективности систем инженерно-технического обеспечения и внедрению новых технологий при их строительстве и эксплуатации, отсутствие сформированной системы технического обследования объектов коммунальной инфраструктуры и жилищного фонда.


Актуальной остается проблема ветшания сетей инженерно-технического обеспечения. Более 40% линейных объектов сферы жилищно-коммунального хозяйства нуждаются в замене, в том числе:


сетей водоснабжения - 46,4% (2,6 тыс. километров из 5,6 тыс. километров);


сетей теплоснабжения - 20% (97,5 километров из 491,2 километров);


сетей водоотведения - 67% (0,6 тыс. километров из 0,9 тыс. километров).


Высокий износ коммунальной инфраструктуры является основным фактором, влияющим на объем потерь ресурсов в сетях инженерно-технического обеспечения, а также причиной их высокой аварийности. По данным системы мониторинга и контроля устранения аварий и инцидентов на объектах жилищно-коммунального хозяйства, ежемесячно происходит в среднем 81 происшествие, средняя продолжительность перерыва в поставках коммунальных услуг составляет около 8 часов.


В целях предотвращения деградации систем инженерно-технического обеспечения необходимо для ускоренного обновления основных фондов жилищно-коммунального хозяйства обеспечить ежегодный уровень замены сетей инженерно-технического обеспечения не ниже 5% их общей протяженности.


Высокая изношенность коммунальной инфраструктуры, отставание темпов замены сетей инженерно-технического обеспечения от требуемого согласно нормативному сроку их службы, высокая аварийность являются следствием значительного недоинвестирования отрасли жилищно-коммунального хозяйства.


Необходимо обеспечить проведение мероприятий по замене ветхих сетей инженерно-технического обеспечения, в том числе с привлечением бюджетных средств, а также внебюджетных источников финансирования в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, что потребует принятия в Орловской области оптимальных тарифных решений, гарантирующих необходимый уровень внебюджетных инвестиций.


Отдельной важной задачей является тарифная политика. Характерной особенностью тарифного регулирования в сфере жилищно-коммунального хозяйства в Орловской области остается существенный разброс цен и тарифов, который обусловлен в одних случаях местными особенностями формирования энергетических и коммунальных систем, в других - жестким регулированием, в третьих - низкой эффективностью организаций жилищно-коммунального хозяйства.


Обеспечением обновления инфраструктуры и гарантированного возврата вложенных инвестиций должна стать сбалансированная и экономически обоснованная тарифная политика, включающая в себя разработку сбалансированной модели тарифного регулирования в сфере коммунального хозяйства, основанная на следующих базовых принципах:


запрет пересмотра и корректировки тарифов и долгосрочных параметров регулирования деятельности организаций жилищно-коммунального хозяйства в течение долгосрочного периода;


сохранение экономии, полученной в результате проведения мероприятий по модернизации коммунальной инфраструктуры, внедрения новых технологий и сокращения неэффективных расходов при достижении ими плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности систем инженерно-технического обеспечения;


обеспечение учета объективных условий функционирования организаций жилищно-коммунального хозяйства, таких как масштаб деятельности, обеспеченность собственными ресурсами, фактическое состояние коммунальной инфраструктуры и технические возможности оптимизации;