ПРАВИТЕЛЬСТВО ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 1 февраля 2023 года N 63-р


Об утверждении модели системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе

(с изменениями на 1 марта 2024 года)

(в ред. Распоряжений Правительства Тамбовской области от 03.08.2023 N 620-р, от 01.03.2024 N 142-р)




В целях реализации в 2024 году в Тамбовской области в рамках федерального проекта "Старшее поколение" национального проекта "Демография" пилотного проекта по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, приказа Министерства труда и социальной защиты населения Российской Федерации от 27.12.2023 N 895 "О реализации в Российской Федерации в 2024 году Типовой модели системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе", распоряжения Правительства Тамбовской области от 22.12.2023 N 1135-р "О реализации пилотного проекта по внедрению системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, в Тамбовской области в 2024 году":


(преамбула в ред. Распоряжения Правительства Тамбовской области от 01.03.2024 N 142-р)


1. Утвердить модель системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе (далее - Модель), согласно приложению.


2. Реализовать Модель на территории Тамбовской области.


3. Опубликовать настоящее распоряжение на сайте сетевого издания "Тамбовская жизнь" (www.tamlife.ru).


4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на исполняющую обязанности заместителя Главы Тамбовской области Г.Н.Шеманаеву.



Глава Тамбовской области
М.Егоров



Приложение
Утверждена
распоряжением
Правительства Тамбовской области
от 01.02.2023 N 63-р



МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ ДОЛГОВРЕМЕННОГО УХОДА ЗА ГРАЖДАНАМИ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА И ИНВАЛИДАМИ, НУЖДАЮЩИМИСЯ В УХОДЕ

(в ред. Распоряжений Правительства Тамбовской области от 03.08.2023 N 620-р, от 01.03.2024 N 142-р)




1. Основные положения


1.1. Модель системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе (далее соответственно - модель, система долговременного ухода, граждане, нуждающиеся в уходе), разработана в целях реализации федерального проекта "Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения "Старшее поколение" национального проекта "Демография" в рамках мероприятия по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами как составной части мероприятий, направленных на поддержание здоровья человека, связанного с нарушением психических и физических функций, к которым в том числе относятся: ограничение мобильности, снижение когнитивных способностей и активности, проблемы со слухом и зрением, недоедание, утрата социальных связей, депрессия и одиночество.


Долговременный уход - это ориентированный на граждан пожилого возраста и инвалидов скоординированный способ предоставления необходимой им помощи, позволяющий поддерживать их здоровье, функциональность, социальные связи, интерес к жизни.


1.2. Внедрение системы долговременного ухода осуществляется на основании Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ), Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Закона Российской Федерации от 02.07.1992 N 3185-I "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов Тамбовской области.


1.3. В систему долговременного ухода включаются граждане, признанные нуждающимися в социальном обслуживании в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ, в том числе граждане с психическими расстройствами. Приоритетным правом на включение в систему долговременного ухода обладают инвалиды и участники Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий - участники специальной военной операции.


(в ред. Распоряжения Правительства Тамбовской области от 01.03.2024 N 142-р)


1.4. В модели используются следующие понятия:


система долговременного ухода - система организации и предоставления органами и организациями социальных, медицинских, реабилитационных и абилитационных услуг гражданам, нуждающимся в уходе, основанная на межведомственном взаимодействии;


уход - совокупность действий в отношении граждан, нуждающихся в уходе, обеспечивающих безопасные условия их проживания и способствующих поддержанию оптимального уровня физического, психического и эмоционального благополучия, облегчению болезненных состояний и предотвращению возможных осложнений;


социальные услуги по уходу - услуги, направленные на поддержание жизнедеятельности граждан, нуждающихся в уходе, сохранение их жизни и здоровья посредством осуществления ухода и систематического наблюдения за их состоянием;


социальный пакет долговременного ухода - гарантированные перечень и объем социальных услуг по уходу, предоставляемых в форме социального обслуживания на дому гражданину, нуждающемуся в уходе, на основании определения его индивидуальной потребности в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу;


граждане, нуждающиеся в уходе, - лица старше трудоспособного возраста и инвалиды, полностью или частично утратившие способность либо возможность осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности;


граждане, осуществляющие уход, - лица из числа ближайшего окружения, осуществляющие уход за гражданами, нуждающимися в уходе, на основе родственных, соседских или дружеских связей.


1.5. Социальные услуги и социальные услуги по уходу, включенные в социальный пакет долговременного ухода, предоставляются гражданам, нуждающимся в уходе, на основаниях, установленных статьями 14, 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ, и модели соответственно.



2. Цели и задачи внедрения системы долговременного ухода


2.1. Цели системы внедрения долговременного ухода - обеспечение гражданам, нуждающимся в уходе, поддержки их жизнедеятельности для максимально долгого сохранения привычного качества жизни, а также содействие гражданам, осуществляющим уход.


2.2. Задачи внедрения системы долговременного ухода:


совершенствование механизмов выявления граждан, нуждающихся в уходе, для включения их в систему долговременного ухода;


совершенствование механизма определения индивидуальной потребности граждан, нуждающихся в уходе, в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу;


совершенствование механизмов предоставления социальных услуг по уходу, включаемых в социальный пакет долговременного ухода;


совершенствование механизма осуществления контроля качества предоставления социальных услуг по уходу, включаемых в социальный пакет долговременного ухода;


организация оказания содействия гражданам, осуществляющим уход;


(в ред. Распоряжения Правительства Тамбовской области от 01.03.2024 N 142-р)


создание и развитие инфраструктуры системы долговременного ухода, в том числе на базе негосударственных организаций;


подготовка (переподготовка) кадров для системы долговременного ухода;


организация межведомственного взаимодействия в рамках системы долговременного ухода, включая отработку механизмов обеспечения согласованности деятельности уполномоченных органов, организаций и их работников;


обеспечение информационной поддержки системы долговременного ухода;


обеспечение поддержки добровольческих (волонтерских) организаций и добровольцев (волонтеров), содействующих развитию системы долговременного ухода.



3. Участники системы долговременного ухода


Участниками системы долговременного ухода являются:


уполномоченные органы - министерство социальной защиты и семейной политики Тамбовской области, министерство образования и науки Тамбовской области, министерство здравоохранения Тамбовской области;


уполномоченные организации - находящиеся на территории Тамбовской области:


организации социального обслуживания независимо от организационно-правовой формы, индивидуальные предприниматели, осуществляющие социальное обслуживание (далее - поставщики социальных услуг);


медицинские организации независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности, индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность;


региональный и территориальный координационные центры, созданные в организациях, подведомственных министерству социальной защиты и семейной политики Тамбовской области, не являющихся поставщиками социальных услуг;


организации независимо от организационно-правовой формы, предоставляющие услуги по основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалидов;


федеральные учреждения медико-социальной экспертизы;


работники уполномоченных организаций, участвующие в предоставлении социальных, медицинских, реабилитационных и абилитационных услуг, предоставляемых в рамках системы долговременного ухода гражданам, нуждающимся в уходе, а также в обеспечении функционирования системы долговременного ухода;


граждане, осуществляющие уход;


граждане, нуждающиеся в уходе.



4. Принципы работы в системе долговременного ухода


4.1. Деятельность уполномоченных органов и организаций в целях повышения эффективности их работы и оптимизации взаимодействия участников системы долговременного ухода основывается на соблюдении законности и осуществляется на следующих принципах:


единство общей цели, которая одинаково значима для всех участников системы долговременного ухода;


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»