Действующий

Об утверждении бюджетного прогноза Республики Саха (Якутия) на долгосрочный период (с изменениями на 26 января 2024 года)



2. Подходы и методология разработки бюджетного прогноза Республики Саха (Якутия)


Бюджетный прогноз разработан на основе Стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) до 2032 года с целевым видением до 2050 года, которая принята Законом Республики Саха (Якутия) от 19 декабря 2018 г. 2077-З N 45-VI, и долгосрочного прогноза социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на период до 2035 года, утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 23 ноября 2016 г. N 422, в соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации.


Основная задача долгосрочного бюджетного планирования состоит в увязке проводимой бюджетной политики с задачами по созданию долгосрочного устойчивого роста экономики и повышению уровня и качества жизни населения.


Важным средством обеспечения долгосрочной бюджетной сбалансированности должно служить реформирование отдельных секторов бюджетной сферы, включая изменение используемых в них механизмов финансирования.


Долгосрочное бюджетное прогнозирование подразумевает, что параметры налоговой, бюджетной и долговой политики, включаемые в краткосрочные бюджеты, будут базироваться на ориентирах, выработанных в рамках долгосрочного планирования. В свою очередь, долгосрочные планы будут регулярно актуализироваться с учетом фактических условий развития экономики, возможной переоценки списка приоритетных задач и изменений внешних условий.


Бюджетная политика Республики Саха (Якутия) в среднесрочном периоде отражает преемственность в достижении поставленных ранее целей и задач, предусматривающих, в первую очередь, повышение эффективности использования доходного потенциала, минимизацию рисков несбалансированности бюджета, в том числе связанных с влиянием на экономику последствиями распространения эпидемии коронавируса, выполнения социальных гарантий, стимулирования инвестиционной и инновационной активности в сложившихся экономических условий.


Бюджетная политика Республики Саха (Якутия) на долгосрочный период будет направлена на обеспечение устойчивого социально-экономического развития Республики Саха (Якутия), в том числе с учетом реализации региональных мер, принятых для поддержания социально-экономической стабильности в условиях санкций и достижения целей и решения ключевых задач, установленных указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" и программными документами.


Необходимым условием решения поставленных задач является реализация мер по обеспечению устойчивости и сбалансированности бюджетной системы, повышению эффективности бюджетных расходов, обеспечению экономического роста.


В этих целях будет продолжено применение мер, направленных на развитие доходной базы Республики Саха (Якутия), повышение устойчивости экономики и стимулирование инвестиционной активности, концентрацию имеющихся ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития Республики Саха (Якутия), обеспечение соответствия объема расходных обязательств Республики Саха (Якутия) имеющимся финансовым источникам с учетом соблюдения ограничений в отношении уровня государственного долга Республики Саха (Якутия) и дефицита бюджета.


Неопределенность экономической ситуации ограничивает горизонты роста в долгосрочной перспективе до 2035 года, вместе с тем за 2022 год рост экономики все же ожидается. В зависимости от сочетания внутренних и внешних условий сформированы три сценария развития долгосрочного прогноза Республики Саха (Якутия): базовый, целевой и консервативный.


Базовый сценарий характеризует основные тенденции и параметры развития экономики в условиях консервативных изменений внешних и внутренних факторов при сохранении основных тенденций изменения эффективности использования ресурсов. Базовый вариант предполагает небольшой рост мировой экономики и сокращение санкций вследствие решения кризиса в Восточной Европе, сохранение роста экономики республики и расширение производства с учетом быстрой адаптации к сложившимся внешним условиям и принимаемым мерам экономической политики.


Базовый сценарий представляет более благоприятные условия для развития Республики Саха (Якутия) в ее нынешней структуре с точки зрения привлечения в экономику инвестиционных ресурсов, а также роста внешнего спроса на продукцию и услуги региона. Сценарий предполагает реализацию конкурентного потенциала России в сферах энергетики и транспорта, повышение качественного уровня энергетических и сырьевых отраслей, он предполагает реализацию крупнейших инвестиционных проектов в рамках создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки нефти и газа, формирования Единой национальной энергетической системы Восточной Сибири и Дальнего Востока, реализацию проектов "Комплексное развитие Южной Якутии", развитие Эльгинского угольного комплекса, развитие газового проекта "Сила Сибири" ориентированного на рынок КНР и Монголии ("Сила Сибири-2"). Новым магистральным проектом станет газопровод до Охотского моря со строительством завода СПГ в п. Аян к 2029 году.


При таком варианте развития индустриальный потенциал Республики Саха (Якутия) будет реализован за счет развития нефте- и газодобычи, добычи руд черных и цветных металлов, добычи редких и редкоземельных металлов, модернизации и развития отраслей традиционной специализации: добыче и обработке алмазов, добыче драгметаллов, угледобыче, лесопромышленном и агропромышленном комплексах. Инновационная компонента технологического обновления отраслей традиционной специализации Республики Саха (Якутия) при реализации данного сценария будет базироваться преимущественно на развитии сложившего научно-образовательного потенциала республики, а также на импорте инноваций из других российских регионов.


Целевой сценарий идеологически соответствует базовому сценарию экономического развития республики, основанному на реализации конкурентных преимуществ территории в сфере использования природно-ресурсного потенциала, с элементами инновационной экономики, однако реализация его предполагается в более благоприятных внешних условиях, прежде всего в отношении возможностей привлечения в республику инвестиций и активизации инновационных факторов роста.


Целевой сценарий основан на более оптимистических оценках развития ключевых отраслей и секторов экономики республики с учетом реализации основных инвестиционных проектов в топливно-энергетическом комплексе, алмазодобывающей, гранильной, золотодобывающей промышленности, развитии металлургических производств, производстве и переработке сельскохозяйственной продукции, региональной инфраструктуре.