Действующий

Об утверждении бюджетного прогноза Республики Саха (Якутия) на долгосрочный период (с изменениями на 26 января 2024 года)



3. Основные подходы, цели и задачи формирования и реализация бюджетной, налоговой и долговой политики Республики Саха (Якутия) в долгосрочном периоде


Бюджетная политика играет основную роль в обеспечении условий по достижению приоритетных направлений государственной политики, сконцентрированной на достижении: высокого уровня качества жизни населения с высокими стандартами благосостояния человека, оптимального баланса отраслевой структуры и пространственной организации экономики, обеспечивающего наиболее эффективное использование и приумножение уникальных природных богатств республики.


Сохранение сбалансированности и устойчивости бюджетной системы республики является неизменным приоритетом бюджетной, налоговой и долговой политики.


Основой приоритетов бюджетной политики являются следующие документы:


Закон Республики Саха (Якутия) от 19 декабря 2018 г. 2077-З N 45-VI "О Стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) до 2032 года с целевым видением до 2050 года";


долгосрочный прогноз социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на период до 2035 года, утвержденный постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 23 ноября 2016 г. N 422, в соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации;


Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.12.2009 N 2094-р);


мероприятия Национальной программы социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26 июня 2020 г. N 427 "О мерах по социально-экономическому развитию Дальнего Востока";


федеральные целевые программы и отраслевые стратегии развития Российской Федерации, государственные программы Республики Саха (Якутия) и программы социально-экономического развития муниципальных образований Республики Саха (Якутия) на среднесрочную перспективу.


Бюджетная политика Республики Саха (Якутия) в среднесрочном периоде отражает преемственность в достижении поставленных ранее целей и задач, предусматривающих, в первую очередь, повышение эффективности использования доходного потенциала, минимизацию рисков несбалансированности бюджета в условиях внешнего санкционного давления, выполнение социальных гарантий, стимулирование инвестиционной и инновационной активности в сложившихся экономических условиях.


С учетом сохранения нестабильности в экономике, обусловленной неопределенностью с ситуацией в результате распространения новой коронавирусной инфекции и в условиях внешнего санкционного давления, налоговая политика в среднесрочном периоде сохраняет курс на стимулирование экономической, инвестиционной и предпринимательской активности. Основные принципы, цели и задачи налоговой политики опираются на стратегические документы, направленные на обеспечение устойчивого развития экономики и социальной стабильности. Приоритетами налоговой политики в долгосрочной перспективе будут являться обеспечение стабильности, прозрачности и понятности налоговых условий.


Как и ранее немалое внимание будет уделяться вопросам повышения собираемости налогов, работе с крупными налогоплательщиками, эффективности устанавливаемых региональным законодательством налоговых льгот, а также оптимизации действующих льгот, в случае выявления их несоответствия требованиям социально-экономического развития республики.


Долговая политика Республики Саха (Якутия) в среднесрочном периоде, как и в предыдущие годы, будет направлена на обеспечение сбалансированности и устойчивости государственного бюджета, поддержание экономически обоснованного объема государственного долга Республики Саха (Якутия) для сохранения позиции республики в группе субъектов Российской Федерации с высоким уровнем долговой устойчивости, продолжения положительной кредитной истории республики.


Основными факторами, определяющими характер долговой политики Республики Саха (Якутия) при исполнении государственного бюджета Республики Саха (Якутия), являются риски снижения налоговых и неналоговых доходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия), роста расходов государственного бюджета в рамках реализации мер по стабилизации экономики и социальной поддержке населения, а также проводимая Правительством Российской Федерации политика стимулирования инфраструктурного развития регионов. Соответственно в среднесрочной перспективе потребность в финансировании дефицита бюджета Республики Саха (Якутия) сохранится.


Долговая политика Республики Саха (Якутия) в долгосрочном периоде будет направлена на обеспечение финансирования дефицита государственного бюджета Республики Саха (Якутия) и погашения долговых обязательств Республики Саха (Якутия) путем привлечения займов на благоприятных условиях, поддержание экономически безопасного уровня государственного долга, обеспечение сохранения достигнутых показателей, предусматривающих отнесение региона к группе с высокой долговой устойчивостью.