Действующий

Об утверждении бюджетного прогноза Республики Саха (Якутия) на долгосрочный период (с изменениями на 26 января 2024 года)



7. Риски реализации бюджетного прогноза


К числу основных внешних рисков относятся следующие факторы:


1) нестабильность на мировых рынках, влияние пандемии на мировую экономику и, как следствие, возможные неблагоприятные изменения основных макроэкономических показателей социально-экономического развития Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), увеличение инфляционных рисков, сокращение доступности и увеличение стоимости кредитных ресурсов;


2) изменения бюджетного и налогового законодательства Российской Федерации, влияющего на параметры консолидированного бюджета, в том числе новации в межбюджетном регулировании, снижение нормативов отчислений от налогов и сборов, установление новых расходных обязательств, расширение практики установления налоговых льгот и преференций, сокращение межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.


Основная ответственность за предотвращение внешних бюджетных рисков будет сохраняться за федеральными органами власти, обладающими основными полномочиями в сфере налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики.


Влияние внешних рисков потребует регулярного уточнения прогноза доходов и, в случае необходимости, разработки дополнительных мер, направленных на ограничение роста расходных обязательств, сокращение избыточных и неэффективных расходов будущих периодов.


К числу основных внутренних рисков относятся следующие факторы:


1) зависимость доходной части консолидированного бюджета от динамики общеэкономической конъюнктуры, вызванной ориентацией экономики Республики Саха (Якутия) на отдельные отрасли. В существующей ситуации сохраняется превалирующая роль добывающей промышленности в налогооблагаемой базе региона. В случае нестабильности мировой экономики резко снижается спрос на сырьевые ресурсы. В условиях сырьевой направленности экономики возможен риск быстрого снижения налоговых поступлений консолидированного бюджета Республики Саха (Якутия);


2) большой объем социальных обязательств, в том числе связанных с реализацией мер, сформулированных в "майских" указах Президента Российской Федерации и национальных проектах. В случае замедления темпов экономического развития существует риск увеличения числа нуждающихся в социальной поддержке и, соответственно, увеличения объема социальных расходов бюджета.


Минимизация внутренних рисков должна осуществляться за счет следующих мер:


принятие эффективных мер, направленных на развитие экономического потенциала Республики Саха (Якутия), сохранение и развитие налогооблагаемой базы, совершенствование налогового законодательства Республики Саха (Якутия);


улучшение качества администрирования доходов, достоверное прогнозирование доходов государственного и консолидированного бюджетов;


проведение ответственной бюджетной политики, принятие взвешенных и обоснованных решений и повышение качества финансово-экономических обоснований в отношении принимаемых расходных обязательств и отдельных проектов с учетом ограниченных финансовых возможностей государственного бюджета;


повышение эффективности бюджетных расходов, обеспечение режима экономного и рационального использования бюджетных средств.