ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 января 2023 года N 24
г. Улан-Удэ


О Программе деятельности Правительства Республики Бурятия на срок полномочий

(с изменениями на 18 июля 2024 года)

(в ред. Постановления Правительства Республики Бурятия от 18.07.2024 N 417)



В соответствии с Конституцией Республики Бурятия, Законом Республики Бурятия от 21.06.1995 N 140-I "О Правительстве Республики Бурятия" Правительство Республики Бурятия постановляет:


1. Утвердить прилагаемую Программу деятельности Правительства Республики Бурятия на срок полномочий, вносимую Правительством Республики Бурятия в Народный Хурал Республики Бурятия.


2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.



Глава Республики Бурятия -
Председатель Правительства
Республики Бурятия
А.ЦЫДЕНОВ



Утверждена
постановлением Правительства
Республики Бурятия
от 18.01.2023 N 24



ПРОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ НА СРОК ПОЛНОМОЧИЙ

(в ред. Постановления Правительства Республики Бурятия от 18.07.2024 N 417)



Введение


Программа деятельности на срок полномочий Правительства Республики Бурятия (далее - Программа деятельности) разработана в соответствии с Конституцией Республики Бурятия и Законом Республики Бурятия от 21.06.1995 N 140-I "О Правительстве Республики Бурятия".


Программа деятельности определяет приоритеты и ключевые направления деятельности Правительства Республики Бурятия до 2027 года, а также основные задачи и действия по реализации своих полномочий.


Программа деятельности сформирована с учетом Стратегии социально-экономического развития Республики Бурятия на период до 2035 года, государственных программ Российской Федерации и Республики Бурятия, федеральных и региональных проектов и направлена на реализацию:


Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";


Указа Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";


Единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.10.2021 N 2765-р.


Программа деятельности отвечает задачам Указа Президента Российской Федерации от 26.06.2020 N 427 "О мерах по социально-экономическому развитию Дальнего Востока".


Предшествующий пятилетний период характеризуется позитивными тенденциями по всем основным макроэкономическим показателям.


Валовой региональный продукт увеличился с 220 млрд. рублей до 323 млрд. руб. (в реальном выражении на 7,5%). Основными источниками роста экономики стали: инвестиционный спрос, наращивание объемов производства промышленными предприятиями, развитие малого и среднего предпринимательства, а также развитие экспорта.


В экономику республики суммарно за 5 лет вложено порядка 305 млрд. рублей. При этом ежегодный объем инвестиций в основной капитал увеличился в 2,2 раза - с 33 млрд. рублей в 2016 году до 72,3 млрд. рублей в 2021 году.


Темпы роста объема промышленного производства за 5 лет превысили как дальневосточные, так и среднероссийские темпы.


В эти годы на крупных предприятиях республики проведена модернизация и освоено производство новых видов продукции. Среди них: Улан-Удэнский авиационный завод, Улан-Удэнский локомотиворемонтный завод, Приборостроительное объединение, Селенгинский целлюлозно-картонный комбинат. Выведено из кризиса крупнейшее предприятие по производству металлоконструкций не только в республике, но и в Сибири, и на Дальнем Востоке - Улан-Удэстальмост.


Запущены новые проекты в добывающей промышленности: Эгитинский ГОК по переработке флюоритов в Еравнинском районе, Наранское месторождение флюоритов в Селенгинском районе, запущены фабрика на Троицком месторождении золота и 2 новых рудных поля на ОАО "Хиагда", начато строительство Озерного горно-обогатительного комбината.


За предшествующий пятилетний период не только сохранено количество субъектов малого и среднего предпринимательства, но и увеличено более чем на 2,5 тысячи единиц по сравнению с 2016 годом.


В то же время распространение коронавирусной инфекции объективно сдержало развитие данного сектора. В этой связи на федеральном и региональном уровне для малого бизнеса была оказана беспрецедентная антикризисная поддержка. Прежде всего она была направлена на поддержку доходов населения, а также снижение издержек бизнеса для высвобождения средств на выплату заработной платы. Был задействован широкий спектр инструментов: прямые выплаты гражданам и субъектам МСП, отсрочки по налоговым и страховым взносам, арендной плате, льготные кредитные программы.


Всего за два года на поддержку бизнеса направлено около 17 млрд. рублей, в том числе объем региональной поддержки составил 3,4 млрд. рублей.


За 5 лет внешнеторговый оборот республики вырос в 1,4 раза и составил более 1,4 млрд. долларов США в год. Сегодня свыше 300 организаций республики, несмотря на существующие ограничения, осуществляют экспортные поставки в 66 стран мира.


Все это вкупе позволило за пять лет нарастить собственную доходную базу. Налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета выросли в 1,6 раза с 29,8 млрд. рублей в 2016 году до 46,4 млрд. руб. в 2021 году.


Кроме того, в течение последних 5 лет были приняты значимые для республики решения на федеральном уровне. В 2017 году Бурятия была включена в Перечень особых зон оптового рынка электрической энергии, что дало возможность снизить стоимость электроэнергии как для крупного, так и для среднего и малого бизнеса. Бизнес получил возможность ежегодно экономить более 3 млрд. руб. собственных средств.


Решен долговременный вопрос для населения Тункинского района. Принята очень важная поправка в федеральное законодательство об особо охраняемых природных территориях, позволяющая жителям Тункинского района зарегистрировать право собственности на земельные участки в границах населенных пунктов.


В 2018 году Республика Бурятия включена в состав Дальневосточного федерального округа, что дало возможность реализовать на территории республики инвестиционные проекты и улучшить качество жизни населения, применив инструменты государственной поддержки Дальнего Востока. Прежде всего дополнительную поддержку получили семьи, имеющие детей. Появились новые единовременные выплаты при рождении первого ребенка, ежемесячные - на третьего и последующих детей, а также региональный материнский капитал при рождении второго ребенка.


В целом благодаря вхождению республики в ДФО, реализации национальных проектов и участию в государственных программах России за последние пять лет в республику привлечено более 80 млрд. руб. федерального финансирования.


Все это дало возможность решить многие проблемы, в первую очередь повысить качество жизни населения и создать условия для самореализации каждого жителя республики. В течение последних 5 лет в республике осуществлялось масштабное строительство объектов социальной, дорожной инфраструктуры. Построено 27 детских садов, 18 школ, 71 объект спорта, 76 ФАПов и врачебных амбулаторий, 15 домов культуры, построено и реконструировано 1544 км автодорог и 8 мостов, отремонтировано 82 дома культуры и 6 детских школ искусств.


Достигнутые успехи за последние годы - это хороший задел для дальнейшего развития.


В то же время в ближайшие 5 лет Республике Бурятия придется столкнуться с рядом вызовов, формирующих как ограничения, так и новые возможности для развития.


В силу объективных демографических трендов в ближайшие несколько лет население республики будет сокращаться, ухудшится его качественный состав. Это будет обусловлено старением населения, прежде всего многочисленного послевоенного поколения.


Кроме того, серьезным демографическим вызовом является снижение рождаемости. Существующая возрастная структура женского населения в Республике Бурятия предопределяет дальнейшее снижение численности женщин в возрасте 20 - 39 лет, что является следствием "демографических провалов" девяностых годов и может привести к уменьшению числа деторождений. На долю женщин данной возрастной группы приходится 88% родившихся детей.


Вместе с тем в условиях возросшей неопределенности имеются риски снижения рождаемости из-за откладывания решения завести ребенка.


Необходимо переломить эту тенденцию и обеспечить к 2030 году рост численности населения за счет стабилизации рождаемости, снижения смертности и миграционного оттока.


Повышение рождаемости потребует дальнейшего улучшения инфраструктуры для семей с детьми. Помимо традиционной инфраструктуры - детские сады, школы, поликлиники и больницы - возрастет спрос на качественную досуговую и туристическую инфраструктуру, а также инфраструктуру дополнительного образования, выявления и развития талантов.


Кроме того, необходимо обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, продвижение здорового образа жизни, в том числе создание условий и стимулов для приверженности граждан здоровому питанию, отказу от вредных привычек, занятия спортом всех возрастных категорий.


Продолжительность жизни - один из важнейших индикаторов качества жизни людей, поскольку определяется не только наследственными, биологическими условиями, но и социальными. Поэтому необходимо расширение инфраструктуры, соответствующей потребностям населения старших возрастов, как традиционной инфраструктуры здравоохранения, так и социального обеспечения. Кроме того, для обеспечения роста продолжительности жизни необходимо обеспечить сочетание доступности базовой медицинской помощи, первичного звена, повышения качества диагностики (в том числе за счет развития телемедицины) и доступности высокотехнологичной помощи.


Еще один вызов - уровень бедности. Учитывая социальную значимость этого вызова, необходимо создание новых рабочих мест, особенно в сельской местности, повышение производительности труда на существующих предприятиях, а также повышение адресности социальной помощи, в том числе за счет цифровизации, целенаправленной политики по ускоренному росту доходов низкодоходных групп населения. Сокращению бедности будет также способствовать рост занятости населения при сокращении численности низкооплачиваемых рабочих мест.


Предстоящий пятилетний период будет происходить в условиях серьезных структурных изменений мировой и российской экономики.


Высока вероятность, что спрос во многих секторах будет замедляться либо медленно восстанавливаться. Кроме того, у многих предприятий недостаточно собственных ресурсов для возобновления прежних масштабов деятельности. Негативное влияние на инвестиционную активность окажут "узкие места" в предложении оборудования и комплектующих. Кроме того, из-за изменения внешних условий высока вероятность замедления, но не приостановления либо сдвига реализации крупных инвестиционных проектов. Соответственно, важно не столько предсказать такие изменения, сколько уметь эффективно к ним адаптироваться.


В то же время неопределенность мировой геополитической ситуации создает и ряд новых возможностей, поэтому в ближайшие годы необходима активная политика импортозамещения, что позволит повысить как экономическую, так и продовольственную безопасность.


В условиях ограничений на межстрановые перемещения пандемия коронавируса дала новый импульс для развития внутреннего туризма, в том числе организованными группами. Поэтому стоит задача по созданию качественной туристической инфраструктуры.


Повысился запрос, в том числе и с развитием новых форм занятости и дистанционного обучения, на цифровизацию экономики как в государственном, так и в частном секторе. Цифровизация может стать драйвером технологического прорыва, роста производительности труда во многих секторах экономики.


Деятельность Правительства Республики Бурятия в ближайшие 5 лет будет сконцентрирована на 5 основных приоритетах:


сохранение населения, здоровье и благополучие людей;


возможности для самореализации и развития талантов;


комфортная и безопасная среда для жизни;


устойчивое экономическое развитие;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»