Таблица 10.2. Морфологический состав твердых коммунальных отходов для жилищного фонда и предприятий
NN п/п | Компонент | Процентное содержание, % по массе | |
жилищный фонд | предприятия | ||
1 | Бумага, картон | 37 - 41 | 45 - 52 |
2 | Пищевые отходы | 27 - 37 | 13 - 16 |
3 | Дерево | 1 - 2 | 3 - 5 |
4 | Черный металлолом | 3 - 4 | 3 - 4 |
5 | Цветной металлолом | 1 - 2 | 1 - 4 |
6 | Текстиль | 3 - 5 | 3 - 5 |
7 | Пластмасса | 5 - 6 | 8 - 12 |
8 | Стекло | 2 - 3 | 1 - 2 |
9 | Кости | 1 - 2 | 1 - 2 |
10 | Кожа, резина | 0,5 - 1 | 1 - 2 |
12 | Камни, штукатурка | 0,5 - 1 | 2 - 3 |
13 | Прочее | 1 - 2 | 2 - 3 |
14 | Отсев (менее 15 мм) | 5 - 7 | 5 - 7 |
Наиболее отличительные показатели имеют компоненты: бумага, картон и пищевые отходы. На предприятиях доля бумаги и картона в общем объеме образования коммунальных отходов заметно выше, чем в жилищном фонде, так как на предприятиях бумага и картон, как правило, используются в качестве упаковочных материалов в широком ассортименте (продукты питания, канцелярские товары и т.д.). На предприятиях доля пищевых отходов в общем объеме образования коммунальных отходов заметно ниже, чем в жилищном фонде, так как на предприятиях, как правило, сотрудники пользуются услугами предприятий общественного питания.
Необходимо на уровне региона вести политику стимулирования раздельного сбора отходов производства и потребления.
В разрезе ТКО необходимо начинать с объектов общественного назначения. Объекты общественного назначения могут в пределах своего предприятия организовывать селективный сбор отходов, в этом случае:
1. Необходимо не применять к таким предприятиям нормативы накопления, действующие в регионе, при условии строгой отчетности со стороны предприятия о количестве собранного и переданного на утилизацию вторичного сырья;
2. Оказывать содействие объектам общественного назначения в сбыте собранного вторичного сырья.
10.4.2. Решение проблем Крупногабаритных отходов, как части твердых коммунальных отходов
"Крупногабаритные отходы" - твердые коммунальные отходы (мебель, бытовая техника, и др.), размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах" - Постановление Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641"
"Крупногабаритные отходы (КГО): Отходы производства и потребления, являющиеся предметами, утратившими свои потребительские свойства (мебель, бытовая техника, велосипеды и другие крупные предметы), размеры которых превышают 0,5 метра в высоту, ширину или длину" - ГОСТ Р 56195-2014 "Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания придомовой территории, сбор и вывоз бытовых отходов. Общие требования".
В Постановлении четко прописано в определении, что крупногабаритные отходы - твердые коммунальные отходы.
Все, что входит в современный термин "крупногабаритные отходы" согласно Постановлению Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" причисляется к твердым коммунальным отходам. В Федеральном классификационном каталоге отходов такие отходы имеют код 73111002215 и входят в группу "Отходы коммунальные твердые", им присвоен V класс опасности.
Это означает, что на вывоз (сбор и транспортирование) крупногабаритных отходов не требуется лицензия.
С другой стороны "Правила обращения с твердыми коммунальными отходами" (утв. Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641") устанавливают, что:
"Вывоз крупногабаритных отходов обеспечивается в соответствии с законодательством Российской Федерации региональным оператором, в том числе по заявкам потребителей, либо самостоятельно потребителями путем доставки крупногабаритных отходов на площадку для их складирования".