Действующий

Об утверждении программы комплексного развития транспортной инфраструктуры городского округа "Город Южно-Сахалинск" на 2023 - 2042 годы



21.2. Прогнозная оценка воздействия транспортной инфраструктуры на акустическую среду


Приоритетным направлением в части улучшения экологической ситуации и создания комфортных условий для проживания населения является создание благоприятной акустической среды.


На перспективу основным внешним источником шума по отношению к существующей и проектируемой застройке будет оставаться автомобильный и железнодорожный транспорт. Развитие авиационного сообщения не приведет к увеличению акустического влияния от пролета самолетов на городскую территорию по сравнению с существующим положением.


Уровни шума от автотранспортных потоков на расчетный срок установлены в соответствии с данными о характеристиках транспортных потоков, представленных ТИЦ ГАУ "Генплана Москвы".


Проведенные расчеты свидетельствуют о том, что перспективное развитие улично-дорожной сети не приведет к значительному изменению уровней шума от транспортных потоков на существующих улицах и проездах. Изменение эквивалентных уровней шума в сторону уменьшения или увеличения на отдельных участках улиц и проездов составит в пределах 1 - 3 дБА. Максимальные уровни шума по сравнению с существующим периодом не изменятся. При этом сохраняется вероятность формирования неблагоприятной акустической ситуации в новой жилой застройке, когда уровни шума могут превышать нормативные показатели на 8 - 18 дБА.


В проекте Генерального плана рассматриваются предложения по выносу железнодорожной ветки из центральной части города. Показатели движения поездов по новому направлению не установлены, в связи с этим шумовые характеристики на расчетный срок принимаются аналогичными существующим показателям, приведенным в разделе "Оценка уровня негативного воздействия транспортной инфраструктуры на окружающую среду, безопасность и здоровье населения".


Вместе с тем, следует ожидать, что в связи с устройством новых путей, при котором будут применяться современные материалы и технологии, а также использоваться современный подвижной состав, максимальные уровни шума могут существенным образом уменьшиться - на 7 - 10 дБА. Эквивалентные уровни шума также будут уменьшаться, несмотря на возможный рост интенсивности движения поездов. На участке железной дороги, по которому предлагается организация пассажирского движения в район аэропорта, эквивалентные и максимальные уровни шума составят соответственно 47 и 72 дБА.


Строительство Центрального магистрального направления вдоль отвода железной дороги (с последующим задействованием отвода в случае решения о выводе железнодорожных путей с территории городского округа) позволит перераспределить движение автомобилей с проспекта Мира, что в свою очередь даст возможность устройство линии для обособленного движения пассажирского транспорта по проспекту. При этом уровень шума от потока автотранспорта, проходящего по проспекту Мира на отдельных участках проспекта, уменьшится по сравнению с существующим положением на 3 - 5 дБА. Уровни шума от предлагаемой автодороги составят от 65 до 70 дБА. При проектировании и строительстве дороги должны быть реализованы шумозащитные мероприятия по отношению к существующей и проектируемой жилой застройке.


При размещении новой жилой многоэтажной и усадебной малоэтажной застройки должны обеспечиваться требования к допустимым уровням шума, установленным в СанПиН 1.2.3685-21, СП 51.13330.2016.


Перспективное функциональное использование городской территории предусматривает преимущественное развитие жилых зон города изолированно от основных источников шума. Вдоль наиболее шумных магистралей, включая железную дорогу, предусматривается развитие смешанной жилой и общественной застройки, в которой рациональное размещение зданий с различным допустимым шумовым режимом будет способствовать комфортным условиям проживания населения.


Для поэтапного обеспечения нормативных требований к допустимым уровням звука на территории и в помещениях жилой и общественной застройки в составе "Программы комплексного развития транспортной инфраструктуры" предусматривается комплекс мероприятий по шумозащите.


Анализ опыта применения различных средств и методов шумозащиты, накопленный в Российской Федерации и во многих странах мира, свидетельствует о том, что достижение нормативных санитарно-гигиенических требований к допустимым уровням звука на территориях различного функционального назначения может достигаться только при комплексном применении средств и методов шумозащиты, включая планировочные приемы.


На перспективу основным источником шума в городском округе "Город Южно-Сахалинск" останется транспортная система города. В связи с этим основные условия улучшения акустического состояния на территории и в застройке связаны с обеспечением нормативных санитарно-гигиенических показателей при развитии транспортной системы. При строительстве и реконструкции транспортных магистралей должны предусматриваться мероприятия, обеспечивающие снижение уровней шума в застройке, размещаемой в зоне акустического влияния транспортного источника, при этом необходимо учитывать затраты на их реализацию.


Первостепенное внимание должно быть уделено принятию планировочных решений, обеспечивающих исключение контактов между объектами, являющимися источниками шума и жилой застройкой. Целесообразно прокладывать линейные сооружения, по которым осуществляются преимущественно внешние транспортные связи города в одних коридорах, которые по возможности должны быть изолированы от жилой застройки.


При размещении застройки в зонах, где могут быть превышены допустимые уровни звука, здания жилого и общественного назначения должны иметь уровни звукоизоляции ограждающих конструкций, обеспечивающих выполнение санитарно-гигиенических нормативов к допустимым уровням шума в жилых и рабочих помещениях.