Формирование транспортного спроса обусловлено взаиморасположением жилых районов и районов производственного и общественно-делового назначения, обеспечивающих основные места приложения труда.
В целом по городу просматривается баланс обеспеченности местами приложения труда в объеме 123,6 тыс. чел., что соответствует потребности города. Распределение мест приложения труда по территории города показало, что в северной, восточной и северо-западной частях города существует избыток мест приложения труда, в отличии от южной части города, где просматривается явный недостаток мест приложения труда. В центральной части города Южно-Сахалинска практически соблюдается баланс спроса и предложения (около 52 тыс. рабочих мест и около 55 тыс. трудоспособного населения).
Пешком к местам приложения труда передвигается порядка 20% трудоспособного населения, остальные 80% используют транспорт. При этом предпочтение отдается использованию индивидуальных видов транспорта (личный автомобиль, легковое такси, служебный автомобиль) - 60% от всех использующих транспорт; общественный транспорт использует 40%.
Улично-дорожная сеть в Южно-Сахалинске работает с перегрузкой, что выдвигает на первый план необходимость развития общественного транспорта до такого уровня, чтобы он стал полноценным "конкурентом" индивидуальному транспорту при поездках к местам приложения труда. Сложная транспортная ситуация не привела к существенному снижению мобильности жителей Южно-Сахалинска - величина среднесуточной подвижности с различными целями в будний день составляет 2,9 передвижения. Эта характеристика находится на уровне средних показателей для городов России и зарубежных городов.
Наибольшие передвижения происходят между тремя укрупненными транспортными районами городского округа. Первый район условно ограничен ул. Сахалинской, железной дорогой и на севере границей городского округа. Второй район ограничен ул. Сахалинская, железной дорогой, ул. Емельянова. Третий район от ул. Емельянова вдоль железной дороги до ул. И.Куропатко. Количество передвижений между данными районами составляет около половины от всех передвижений по территории городского округа.
Суммарное передвижение в обоих направлениях через железную дорогу по всем сечениям составляет около 20% от всех передвижений в муниципальном образовании и выражается в интенсивности движения через железную дорогу более 17 тыс. автомобилей в утренний час пик.