Действующий

О внесении изменений в постановление Правительства Севастополя от 23.12.2021 N 686-ПП "Об утверждении государственной программы города Севастополя "Развитие межрегионального сотрудничества, международных и внешнеэкономических связей в городе Севастополе"



1.4. Развитие экспортной деятельности


В реализации экономической политики особая роль отводится внешнеэкономической деятельности, в частности, развитию экспортного потенциала.


В настоящее время развитие экспортного потенциала города Севастополя затруднено в силу политических факторов, оказывающих влияние на международную торговлю региона. Из-за санкционных ограничений по отношению к городу Севастополю и Республике Крым наблюдается динамика снижения объемов международного товарооборота и сужения географии присутствия субъектов предпринимательской деятельности на внешних рынках.


Таблица 2. Основные показатели внешнеторгового оборота

Наименование показателя

2017 год

2018 год

2019 год

2020 год

2021 год

Объем внешнеторгового оборота, млн долл. США

20,1

14,2

12,7

9,9

10,4

Экспорт товаров, млн долл. США

5,2

4,6

6,4

4,8

5,4

Импорт товаров, млн долл. США

14,9

9,6

6,3

5,1

5,0


Основными барьерами развития экспортной деятельности являются:


- потеря внешних рынков. Организации региона вынуждены осуществлять экспортную деятельность через посредников из других регионов Российской Федерации либо самим регистрировать свою деятельность в соответствующих регионах с менее жестким санкционным режимом. Следствие - увеличение затрат, а также отсутствие возможности прямого маркетинга;


- отсутствие в регионе крупных системных банков, обеспечивающих ведение внешнеэкономической деятельности. Отсутствует возможность сопровождения международных торговых контрактов, получения банковских гарантий для участия в международных тендерах, а также прямых расчетов с партнером. Следствием недостатка предложений банковского кредитования является высокие ставки по кредитам для производителей;


- снижение объема экспорта промышленной продукции (высокотехнологичной продукции, оборудование повышенной опасности) связанно с запретом на обращение продукции, произведенной крымскими и севастопольскими производителями (на санкционной территории), и необходимостью указания адреса происхождения товара в гарантийных документах, сертификате соответствия;


- низкая ценовая конкурентоспособность отдельных видов продукции региона;


- недостаточная обеспеченность собственными финансовыми ресурсами;


- нестабильность валютных курсов.


Учитывая специфику морского региона, специализирующегося на судоремонте и портовой деятельности, значительное снижение заходов иностранных судов/грузов негативно отразилось на объеме экспорта данных услуг.


Одновременно со снижением экспортных операций усложнилась поставка критических компонентов и материалов для производства электроники (импорт). Высокие затраты на покупку и доставку необходимых комплектующих. Ограничение поставок продукции, произведенной на территории города Севастополя и Республики Крым, на рынки Европы, США, Канады, Австралии. Следствие - рост себестоимости, уменьшение доли прибыли в цене конечного изделия, снижение конкурентоспособности.


Недостаток знаний и опыта представителей бизнес-сообщества в части осуществления экспортных операций, незрелость инфраструктуры поддержки экспортеров и налаженных каналов международного взаимодействия, нестабильность рынков сбыта в условиях динамично меняющихся международных отношений также являются сдерживающими факторами для развития экспорта.


Учитывая географическое положение региона, его потенциал в сфере промышленности и агропромышленного комплекса, развитие внешнеэкономической деятельности и увеличение объемов ("темпа роста") может иметь место в следующих приоритетных отраслях реального сектора экономики: