Действующий

Об утверждении основных направлений долговой политики Краснодарского края на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов (с изменениями на 30 августа 2023 года)



1. Итоги реализации долговой политики Краснодарского края в период до 2022 года, прогнозируемые итоги 2022 года


В 2022 году заимствования использовались для погашения долговых обязательств и финансового обеспечения реализации инфраструктурных проектов в целях обеспечения сбалансированности краевого бюджета.


Заимствования осуществлялись согласно законам Краснодарского края о краевом бюджете на соответствующие годы. Размер государственного долга, а также стоимость его обслуживания ежегодно были ниже предельных значений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - БК РФ) и законами Краснодарского края о краевом бюджете на соответствующие годы.


Привлечение заимствований обеспечило возможность направления доходов краевого бюджета на финансирование расходов краевого бюджета в социальной сфере. Дополнение поступающих доходов заемными средствами позволило также осуществлять реализацию крупных инфраструктурных проектов на территории региона, развитие социальной инфраструктуры и мероприятия, направленные на социально-экономическое развитие Краснодарского края.


Основные показатели, характеризующие государственный долг за 2016 - 2021 годы, приведены в таблице 1.



Таблица 1


Динамика показателей государственного долга

за 2016 - 2021 годы (факт)

N п/п

Показатель

Год

2016

2017

2018

2019

2020

2021

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Объем государственного долга, млрд. руб.

150,0

149,1

140,2

99,5

102,1

99,5

2

Расходы на обслуживание государственного долга, млрд. руб.

7,1

6,3

4,4

3,6

2,5

2,4

3

Долговая нагрузка, % <*>

88,2

77,8

66,6

41,0

46,5

36,3

--------------------------------

<*> Здесь и далее по тексту долговая нагрузка определяется как отношение общего объема государственного долга к общему объему доходов краевого бюджета без учета объема безвозмездных поступлений за соответствующий год.


В соответствии с условиями соглашений и дополнительных соглашений к соглашениям о предоставлении бюджету Краснодарского края из федерального бюджета бюджетного кредита для частичного покрытия дефицита бюджета Краснодарского края, утвержденных Законом Краснодарского края от 6 марта 2018 г. N 3751-КЗ "Об утверждении дополнительных соглашений к соглашениям, заключенным между Министерством финансов Российской Федерации и министерством финансов Краснодарского края" (далее - соглашения в сфере бюджетного кредитования, бюджетные кредиты), уровень долговой нагрузки по состоянию на 1 января 2022 г. не должен превышать 70%, в том числе доля общего объема долговых обязательств по государственным ценным бумагам Краснодарского края и кредитам, привлеченным Краснодарским краем от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций (далее - рыночные обязательства, рыночные заимствования), - не более 37% суммы доходов краевого бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2021 год.


По итогам 2021 года уровень долговой нагрузки составил 36,3%, что на 33,7 процентного пункта ниже максимального значения, установленного соглашениями в сфере бюджетного кредитования (70%), в том числе доля рыночных обязательств составила 10,6% суммы доходов краевого бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2021 год. Значения указанных показателей соответствуют требованиям бюджетного законодательства Российской Федерации и условиям соглашений в сфере бюджетного кредитования.


В соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2021 г. N 228-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и о приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации" и постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июня 2021 г. N 1029 "Об утверждении Правил проведения в 2021 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам" в 2021 году проведена реструктуризация задолженности Краснодарского края перед Российской Федерацией по бюджетному кредиту, предоставленному бюджету Краснодарского края в 2020 году для погашения бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации.


Объем реструктурированной в 2021 году задолженности по бюджетному кредиту составил 13,3 млрд. рублей. Погашение задолженности предусмотрено в период с 2021 по 2029 год по графику платежей (с 2021 по 2024 год - в размере 5% суммы задолженности ежегодно; с 2025 по 2029 год - ежегодно равными долями от остатка суммы задолженности). Ранее возврат указанной задолженности был предусмотрен 1 июля 2021 г.


В результате по состоянию на 1 января 2022 г. все обязательства Краснодарского края по бюджетным кредитам реструктурированы в полном объеме. Условия реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам выполняются надлежащим образом.


Проведение в 2021 году реструктуризации обязательств по бюджетному кредиту позволило снизить нагрузку на краевой бюджет по погашению долговых обязательств и не привлекать в 2021 году новые заимствования в краевой бюджет.


По результатам проводимых мероприятий по управлению государственным долгом по итогам 2021 года экономия по расходам на обслуживание государственного долга составила 1284,8 млн. рублей по сравнению с объемом указанных расходов, первоначально утвержденным Законом Краснодарского края от 23 декабря 2020 г. N 4380-КЗ "О краевом бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" (далее - Закон N 4380).


За 2021 год обеспечено снижение объема государственного долга более чем на 2,5 млрд. рублей по сравнению со значением указанного показателя на начало 2021 года. По состоянию на 1 января 2022 г. объем государственного долга составил 99,5 млрд. рублей, что соответствует установленному Законом N 4380 верхнему пределу государственного долга по состоянию на 1 января 2022 г. (99,5 млрд. рублей).