ГУБЕРНАТОР КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 21 декабря 2022 года N 507-р


Об утверждении основных направлений долговой политики Краснодарского края на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов

(с изменениями на 30 августа 2023 года)

(в ред. Постановления Губернатора Краснодарского края от 30.08.2023 N 635)




В соответствии со статьей 107(1) Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2021 г. N 2534 "О соглашениях, которые предусматривают меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов субъектов Российской Федерации", государственной программой Краснодарского края "Управление государственными финансами Краснодарского края", утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 5 октября 2015 г. N 940, соглашением от 2 февраля 2022 г. N 01-01-06/06-133 о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов Краснодарского края:


1. Утвердить основные направления долговой политики Краснодарского края на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов согласно приложению к настоящему распоряжению.


2. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на первого заместителя Губернатора Краснодарского края Галася И.П.


3. Распоряжение вступает в силу со дня его подписания.



Губернатор Краснодарского края
В.И.КОНДРАТЬЕВ



Приложение



Утверждены
распоряжением
Губернатора Краснодарского края
от 21 декабря 2022 г. N 507-р



ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ НА 2023 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2024 И 2025 ГОДОВ

(в ред. Постановления Губернатора Краснодарского края от 30.08.2023 N 635)



Долговая политика Краснодарского края является составной частью бюджетной политики, способствует решению значимых для региона задач и заключается в реализации комплекса мероприятий в процессе управления государственным долгом Краснодарского края (далее - государственный долг), направленных на удовлетворение потребности в государственных заимствованиях Краснодарского края (далее - заимствования), своевременное и полное исполнение долговых обязательств Краснодарского края (далее - долговые обязательства), оптимизацию расходов на обслуживание государственного долга, поддержание объема и структуры долговых обязательств, исключающих их неисполнение, снижение рисков, возникающих в процессе управления государственным долгом (далее также - бюджетные риски).



1. Итоги реализации долговой политики Краснодарского края в период до 2022 года, прогнозируемые итоги 2022 года


В 2022 году заимствования использовались для погашения долговых обязательств и финансового обеспечения реализации инфраструктурных проектов в целях обеспечения сбалансированности краевого бюджета.


Заимствования осуществлялись согласно законам Краснодарского края о краевом бюджете на соответствующие годы. Размер государственного долга, а также стоимость его обслуживания ежегодно были ниже предельных значений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - БК РФ) и законами Краснодарского края о краевом бюджете на соответствующие годы.


Привлечение заимствований обеспечило возможность направления доходов краевого бюджета на финансирование расходов краевого бюджета в социальной сфере. Дополнение поступающих доходов заемными средствами позволило также осуществлять реализацию крупных инфраструктурных проектов на территории региона, развитие социальной инфраструктуры и мероприятия, направленные на социально-экономическое развитие Краснодарского края.


Основные показатели, характеризующие государственный долг за 2016 - 2021 годы, приведены в таблице 1.



Таблица 1


Динамика показателей государственного долга

за 2016 - 2021 годы (факт)

N п/п

Показатель

Год

2016

2017

2018

2019

2020

2021

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Объем государственного долга, млрд. руб.

150,0

149,1

140,2

99,5

102,1

99,5

2

Расходы на обслуживание государственного долга, млрд. руб.

7,1

6,3

4,4

3,6

2,5

2,4

3

Долговая нагрузка, % <*>

88,2

77,8

66,6

41,0

46,5

36,3

--------------------------------

<*> Здесь и далее по тексту долговая нагрузка определяется как отношение общего объема государственного долга к общему объему доходов краевого бюджета без учета объема безвозмездных поступлений за соответствующий год.


В соответствии с условиями соглашений и дополнительных соглашений к соглашениям о предоставлении бюджету Краснодарского края из федерального бюджета бюджетного кредита для частичного покрытия дефицита бюджета Краснодарского края, утвержденных Законом Краснодарского края от 6 марта 2018 г. N 3751-КЗ "Об утверждении дополнительных соглашений к соглашениям, заключенным между Министерством финансов Российской Федерации и министерством финансов Краснодарского края" (далее - соглашения в сфере бюджетного кредитования, бюджетные кредиты), уровень долговой нагрузки по состоянию на 1 января 2022 г. не должен превышать 70%, в том числе доля общего объема долговых обязательств по государственным ценным бумагам Краснодарского края и кредитам, привлеченным Краснодарским краем от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций (далее - рыночные обязательства, рыночные заимствования), - не более 37% суммы доходов краевого бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2021 год.


По итогам 2021 года уровень долговой нагрузки составил 36,3%, что на 33,7 процентного пункта ниже максимального значения, установленного соглашениями в сфере бюджетного кредитования (70%), в том числе доля рыночных обязательств составила 10,6% суммы доходов краевого бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2021 год. Значения указанных показателей соответствуют требованиям бюджетного законодательства Российской Федерации и условиям соглашений в сфере бюджетного кредитования.


В соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2021 г. N 228-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и о приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации" и постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июня 2021 г. N 1029 "Об утверждении Правил проведения в 2021 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам" в 2021 году проведена реструктуризация задолженности Краснодарского края перед Российской Федерацией по бюджетному кредиту, предоставленному бюджету Краснодарского края в 2020 году для погашения бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации.


Объем реструктурированной в 2021 году задолженности по бюджетному кредиту составил 13,3 млрд. рублей. Погашение задолженности предусмотрено в период с 2021 по 2029 год по графику платежей (с 2021 по 2024 год - в размере 5% суммы задолженности ежегодно; с 2025 по 2029 год - ежегодно равными долями от остатка суммы задолженности). Ранее возврат указанной задолженности был предусмотрен 1 июля 2021 г.


В результате по состоянию на 1 января 2022 г. все обязательства Краснодарского края по бюджетным кредитам реструктурированы в полном объеме. Условия реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам выполняются надлежащим образом.


Проведение в 2021 году реструктуризации обязательств по бюджетному кредиту позволило снизить нагрузку на краевой бюджет по погашению долговых обязательств и не привлекать в 2021 году новые заимствования в краевой бюджет.


По результатам проводимых мероприятий по управлению государственным долгом по итогам 2021 года экономия по расходам на обслуживание государственного долга составила 1284,8 млн. рублей по сравнению с объемом указанных расходов, первоначально утвержденным Законом Краснодарского края от 23 декабря 2020 г. N 4380-КЗ "О краевом бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" (далее - Закон N 4380).


За 2021 год обеспечено снижение объема государственного долга более чем на 2,5 млрд. рублей по сравнению со значением указанного показателя на начало 2021 года. По состоянию на 1 января 2022 г. объем государственного долга составил 99,5 млрд. рублей, что соответствует установленному Законом N 4380 верхнему пределу государственного долга по состоянию на 1 января 2022 г. (99,5 млрд. рублей).


В общем объеме государственного долга по итогам 2021 года обязательства по государственным ценным бумагам Краснодарского края (далее - государственные облигации) составили 29,0 млрд. рублей (29,1%), по бюджетным кредитам - 70,5 млрд. рублей (70,9%).


Положительная динамика показателей, характеризующих государственный долг, способствовала повышению в 2021 году оценки долговой устойчивости Краснодарского края со среднего до высокого уровня.


Долговой политикой Краснодарского края на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, утвержденной распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30 ноября 2021 г. N 328-р, в числе целей и задач на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов предусмотрены достижение и поддержание высокого уровня долговой устойчивости Краснодарского края, минимизация расходов на обслуживание государственного долга, ограничение роста объема государственного долга и уровня долговой нагрузки. В этих целях законами Краснодарского края от 11 марта 2022 г. N 4651-КЗ "О внесении изменений в Закон Краснодарского края "О краевом бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" и от 4 июля 2022 г. N 4705-КЗ "О внесении изменений в Закон Краснодарского края "О краевом бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" исключено привлечение в 2022 году кредитов кредитных организаций в объеме 6,0 млрд. рублей и уменьшено на 6,0 млрд. рублей привлечение рыночных заимствований в 2023 году.


В соответствии с Правилами предоставления, использования и возврата субъектами Российской Федерации бюджетных кредитов, полученных из федерального бюджета для погашения долговых обязательств субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в виде обязательств по государственным (муниципальным) ценным бумагам субъекта Российской Федерации (муниципального образования) и кредитам, полученным субъектом Российской Федерации (муниципальным образованием) от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, на 2022 год, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2022 г. N 815, в 2022 году в краевой бюджет привлечен бюджетный кредит в объеме более 8,0 млрд. рублей для погашения рыночных заимствований.


Средства вышеуказанного бюджетного кредита направлены:


на погашение государственных облигаций - в объеме 4,5 млрд. рублей;


на предоставление бюджетных кредитов муниципальным образованиям Краснодарского края (далее - муниципальные образования) в целях погашения долговых обязательств муниципальных образований по кредитам от кредитных организаций - в объеме более 3,5 млрд. рублей.


Погашение задолженности по бюджетному кредиту будет осуществляться с 2025 по 2028 год ежегодно равными долями от суммы бюджетного кредита.


Получение бюджетного кредита в объеме 8,0 млрд. рублей для погашения рыночных заимствований позволит не допустить существенного роста расходов на обслуживание государственного долга и муниципального долга муниципальных образований, удлинить сроки и снизить риски рефинансирования государственных (муниципальных) заимствований.


Также в соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2021 г. N 384-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2022 году" (далее - Закон N 384-ФЗ) в 2022 году планируется проведение дополнительной реструктуризации задолженности Краснодарского края перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, согласно условиям которой подлежащая погашению в 2022 году задолженность по бюджетным кредитам в объеме более 1,5 млрд. рублей погашается в 2029 году. Проведение реструктуризации обязательств по бюджетным кредитам позволит снизить нагрузку на краевой бюджет по погашению долговых обязательств в 2022 году.


Кроме того, в соответствии с Правилами предоставления, использования и возврата субъектами Российской Федерации бюджетных кредитов, полученных из федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2021 г. N 1190 (далее - Правила N 1190), а также решениями президиума (штаба) Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации (далее - президиум (штаб) Комиссии) в краевой бюджет начиная с 2022 года привлекаются бюджетные кредиты на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов (далее - инфраструктурные бюджетные кредиты).


Согласно Правилам N 1190 инфраструктурные бюджетные кредиты предоставляются по процентной ставке 3% годовых на срок не менее 15 лет с условием их погашения ежегодно равными долями начиная с третьего года предоставления инфраструктурного бюджетного кредита.


Привлечение в краевой бюджет инфраструктурных бюджетных кредитов в 2022 году прогнозируется в объеме 9,5 млрд. рублей. Погашение задолженности по указанным инфраструктурным бюджетным кредитам будет осуществляться в период с 2024 по 2037 год ежегодно равными долями от суммы инфраструктурного бюджетного кредита.


По состоянию на 1 октября 2022 г. объем государственного долга составляет 105,6 млрд. рублей. Основу структуры государственного долга составляют бюджетные кредиты, доля которых - 76,8%, доля государственных облигаций - 23,2%. Все долговые обязательства являются долгосрочными, что способствует снижению бюджетных рисков.


Объем реструктурированных обязательств по бюджетным кредитам по состоянию на 1 октября 2022 г. составляет 70,5 млрд. рублей, в том числе обязательства со сроками уплаты с 2025 по 2034 год - 43,0 млрд. рублей (40,7% общего объема государственного долга).


По всем реструктурированным долговым обязательствам плата за пользование средствами федерального бюджета установлена в размере 0,1% годовых.


В целях снижения бюджетных рисков предоставление государственных гарантий в 2022 году не предусматривается.


По итогам 2022 года объем государственного долга прогнозируется в размере 112,6 млрд. рублей. Рост объема государственного долга в 2022 году (с 99,5 млрд. рублей до 112,6 млрд. рублей) связан с привлечением в краевой бюджет из федерального бюджета инфраструктурных бюджетных кредитов, которые имеют существенное значение для развития экономики региона, а также бюджетного кредита для погашения долговых обязательств муниципальных образований по кредитам от кредитных организаций. При этом объем рыночной задолженности по итогам 2022 года будет снижен на 4,5 млрд. рублей.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»