(с изменениями на 30 августа 2023 года)
(в ред. Постановления Губернатора Краснодарского края от 30.08.2023 N 635)
В соответствии со статьей 107(1) Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2021 г. N 2534 "О соглашениях, которые предусматривают меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов субъектов Российской Федерации", государственной программой Краснодарского края "Управление государственными финансами Краснодарского края", утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 5 октября 2015 г. N 940, соглашением от 2 февраля 2022 г. N 01-01-06/06-133 о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов Краснодарского края:
1. Утвердить основные направления долговой политики Краснодарского края на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов согласно приложению к настоящему распоряжению.
2. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на первого заместителя Губернатора Краснодарского края Галася И.П.
3. Распоряжение вступает в силу со дня его подписания.
Губернатор Краснодарского края
В.И.КОНДРАТЬЕВ
Утверждены
распоряжением
Губернатора Краснодарского края
от 21 декабря 2022 г. N 507-р
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ НА 2023 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2024 И 2025 ГОДОВ
(в ред. Постановления Губернатора Краснодарского края от 30.08.2023 N 635)
Долговая политика Краснодарского края является составной частью бюджетной политики, способствует решению значимых для региона задач и заключается в реализации комплекса мероприятий в процессе управления государственным долгом Краснодарского края (далее - государственный долг), направленных на удовлетворение потребности в государственных заимствованиях Краснодарского края (далее - заимствования), своевременное и полное исполнение долговых обязательств Краснодарского края (далее - долговые обязательства), оптимизацию расходов на обслуживание государственного долга, поддержание объема и структуры долговых обязательств, исключающих их неисполнение, снижение рисков, возникающих в процессе управления государственным долгом (далее также - бюджетные риски).
В 2022 году заимствования использовались для погашения долговых обязательств и финансового обеспечения реализации инфраструктурных проектов в целях обеспечения сбалансированности краевого бюджета.
Заимствования осуществлялись согласно законам Краснодарского края о краевом бюджете на соответствующие годы. Размер государственного долга, а также стоимость его обслуживания ежегодно были ниже предельных значений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - БК РФ) и законами Краснодарского края о краевом бюджете на соответствующие годы.
Привлечение заимствований обеспечило возможность направления доходов краевого бюджета на финансирование расходов краевого бюджета в социальной сфере. Дополнение поступающих доходов заемными средствами позволило также осуществлять реализацию крупных инфраструктурных проектов на территории региона, развитие социальной инфраструктуры и мероприятия, направленные на социально-экономическое развитие Краснодарского края.
Основные показатели, характеризующие государственный долг за 2016 - 2021 годы, приведены в таблице 1.
Таблица 1
Динамика показателей государственного долга
за 2016 - 2021 годы (факт)
N п/п | Показатель | Год | |||||
2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1 | Объем государственного долга, млрд. руб. | 150,0 | 149,1 | 140,2 | 99,5 | 102,1 | 99,5 |
2 | Расходы на обслуживание государственного долга, млрд. руб. | 7,1 | 6,3 | 4,4 | 3,6 | 2,5 | 2,4 |
3 | Долговая нагрузка, % <*> | 88,2 | 77,8 | 66,6 | 41,0 | 46,5 | 36,3 |
-------------------------------- <*> Здесь и далее по тексту долговая нагрузка определяется как отношение общего объема государственного долга к общему объему доходов краевого бюджета без учета объема безвозмездных поступлений за соответствующий год. |
В соответствии с условиями соглашений и дополнительных соглашений к соглашениям о предоставлении бюджету Краснодарского края из федерального бюджета бюджетного кредита для частичного покрытия дефицита бюджета Краснодарского края, утвержденных Законом Краснодарского края от 6 марта 2018 г. N 3751-КЗ "Об утверждении дополнительных соглашений к соглашениям, заключенным между Министерством финансов Российской Федерации и министерством финансов Краснодарского края" (далее - соглашения в сфере бюджетного кредитования, бюджетные кредиты), уровень долговой нагрузки по состоянию на 1 января 2022 г. не должен превышать 70%, в том числе доля общего объема долговых обязательств по государственным ценным бумагам Краснодарского края и кредитам, привлеченным Краснодарским краем от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций (далее - рыночные обязательства, рыночные заимствования), - не более 37% суммы доходов краевого бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2021 год.
По итогам 2021 года уровень долговой нагрузки составил 36,3%, что на 33,7 процентного пункта ниже максимального значения, установленного соглашениями в сфере бюджетного кредитования (70%), в том числе доля рыночных обязательств составила 10,6% суммы доходов краевого бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2021 год. Значения указанных показателей соответствуют требованиям бюджетного законодательства Российской Федерации и условиям соглашений в сфере бюджетного кредитования.
В соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2021 г. N 228-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и о приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации" и постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июня 2021 г. N 1029 "Об утверждении Правил проведения в 2021 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам" в 2021 году проведена реструктуризация задолженности Краснодарского края перед Российской Федерацией по бюджетному кредиту, предоставленному бюджету Краснодарского края в 2020 году для погашения бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации.
Объем реструктурированной в 2021 году задолженности по бюджетному кредиту составил 13,3 млрд. рублей. Погашение задолженности предусмотрено в период с 2021 по 2029 год по графику платежей (с 2021 по 2024 год - в размере 5% суммы задолженности ежегодно; с 2025 по 2029 год - ежегодно равными долями от остатка суммы задолженности). Ранее возврат указанной задолженности был предусмотрен 1 июля 2021 г.
В результате по состоянию на 1 января 2022 г. все обязательства Краснодарского края по бюджетным кредитам реструктурированы в полном объеме. Условия реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам выполняются надлежащим образом.
Проведение в 2021 году реструктуризации обязательств по бюджетному кредиту позволило снизить нагрузку на краевой бюджет по погашению долговых обязательств и не привлекать в 2021 году новые заимствования в краевой бюджет.
По результатам проводимых мероприятий по управлению государственным долгом по итогам 2021 года экономия по расходам на обслуживание государственного долга составила 1284,8 млн. рублей по сравнению с объемом указанных расходов, первоначально утвержденным Законом Краснодарского края от 23 декабря 2020 г. N 4380-КЗ "О краевом бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" (далее - Закон N 4380).
За 2021 год обеспечено снижение объема государственного долга более чем на 2,5 млрд. рублей по сравнению со значением указанного показателя на начало 2021 года. По состоянию на 1 января 2022 г. объем государственного долга составил 99,5 млрд. рублей, что соответствует установленному Законом N 4380 верхнему пределу государственного долга по состоянию на 1 января 2022 г. (99,5 млрд. рублей).
В общем объеме государственного долга по итогам 2021 года обязательства по государственным ценным бумагам Краснодарского края (далее - государственные облигации) составили 29,0 млрд. рублей (29,1%), по бюджетным кредитам - 70,5 млрд. рублей (70,9%).
Положительная динамика показателей, характеризующих государственный долг, способствовала повышению в 2021 году оценки долговой устойчивости Краснодарского края со среднего до высокого уровня.
Долговой политикой Краснодарского края на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, утвержденной распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30 ноября 2021 г. N 328-р, в числе целей и задач на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов предусмотрены достижение и поддержание высокого уровня долговой устойчивости Краснодарского края, минимизация расходов на обслуживание государственного долга, ограничение роста объема государственного долга и уровня долговой нагрузки. В этих целях законами Краснодарского края от 11 марта 2022 г. N 4651-КЗ "О внесении изменений в Закон Краснодарского края "О краевом бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" и от 4 июля 2022 г. N 4705-КЗ "О внесении изменений в Закон Краснодарского края "О краевом бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" исключено привлечение в 2022 году кредитов кредитных организаций в объеме 6,0 млрд. рублей и уменьшено на 6,0 млрд. рублей привлечение рыночных заимствований в 2023 году.
В соответствии с Правилами предоставления, использования и возврата субъектами Российской Федерации бюджетных кредитов, полученных из федерального бюджета для погашения долговых обязательств субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в виде обязательств по государственным (муниципальным) ценным бумагам субъекта Российской Федерации (муниципального образования) и кредитам, полученным субъектом Российской Федерации (муниципальным образованием) от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, на 2022 год, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2022 г. N 815, в 2022 году в краевой бюджет привлечен бюджетный кредит в объеме более 8,0 млрд. рублей для погашения рыночных заимствований.
Средства вышеуказанного бюджетного кредита направлены:
на погашение государственных облигаций - в объеме 4,5 млрд. рублей;
на предоставление бюджетных кредитов муниципальным образованиям Краснодарского края (далее - муниципальные образования) в целях погашения долговых обязательств муниципальных образований по кредитам от кредитных организаций - в объеме более 3,5 млрд. рублей.
Погашение задолженности по бюджетному кредиту будет осуществляться с 2025 по 2028 год ежегодно равными долями от суммы бюджетного кредита.
Получение бюджетного кредита в объеме 8,0 млрд. рублей для погашения рыночных заимствований позволит не допустить существенного роста расходов на обслуживание государственного долга и муниципального долга муниципальных образований, удлинить сроки и снизить риски рефинансирования государственных (муниципальных) заимствований.
Также в соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2021 г. N 384-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2022 году" (далее - Закон N 384-ФЗ) в 2022 году планируется проведение дополнительной реструктуризации задолженности Краснодарского края перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, согласно условиям которой подлежащая погашению в 2022 году задолженность по бюджетным кредитам в объеме более 1,5 млрд. рублей погашается в 2029 году. Проведение реструктуризации обязательств по бюджетным кредитам позволит снизить нагрузку на краевой бюджет по погашению долговых обязательств в 2022 году.
Кроме того, в соответствии с Правилами предоставления, использования и возврата субъектами Российской Федерации бюджетных кредитов, полученных из федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2021 г. N 1190 (далее - Правила N 1190), а также решениями президиума (штаба) Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации (далее - президиум (штаб) Комиссии) в краевой бюджет начиная с 2022 года привлекаются бюджетные кредиты на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов (далее - инфраструктурные бюджетные кредиты).
Согласно Правилам N 1190 инфраструктурные бюджетные кредиты предоставляются по процентной ставке 3% годовых на срок не менее 15 лет с условием их погашения ежегодно равными долями начиная с третьего года предоставления инфраструктурного бюджетного кредита.
Привлечение в краевой бюджет инфраструктурных бюджетных кредитов в 2022 году прогнозируется в объеме 9,5 млрд. рублей. Погашение задолженности по указанным инфраструктурным бюджетным кредитам будет осуществляться в период с 2024 по 2037 год ежегодно равными долями от суммы инфраструктурного бюджетного кредита.
По состоянию на 1 октября 2022 г. объем государственного долга составляет 105,6 млрд. рублей. Основу структуры государственного долга составляют бюджетные кредиты, доля которых - 76,8%, доля государственных облигаций - 23,2%. Все долговые обязательства являются долгосрочными, что способствует снижению бюджетных рисков.
Объем реструктурированных обязательств по бюджетным кредитам по состоянию на 1 октября 2022 г. составляет 70,5 млрд. рублей, в том числе обязательства со сроками уплаты с 2025 по 2034 год - 43,0 млрд. рублей (40,7% общего объема государственного долга).
По всем реструктурированным долговым обязательствам плата за пользование средствами федерального бюджета установлена в размере 0,1% годовых.
В целях снижения бюджетных рисков предоставление государственных гарантий в 2022 году не предусматривается.
По итогам 2022 года объем государственного долга прогнозируется в размере 112,6 млрд. рублей. Рост объема государственного долга в 2022 году (с 99,5 млрд. рублей до 112,6 млрд. рублей) связан с привлечением в краевой бюджет из федерального бюджета инфраструктурных бюджетных кредитов, которые имеют существенное значение для развития экономики региона, а также бюджетного кредита для погашения долговых обязательств муниципальных образований по кредитам от кредитных организаций. При этом объем рыночной задолженности по итогам 2022 года будет снижен на 4,5 млрд. рублей.