БЮДЖЕТНЫЙ ПРОГНОЗ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ НА ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПЕРИОД ДО 2034 ГОДА
Бюджетный прогноз Самарской области на долгосрочный период разработан на 12 лет (на 2023 - 2034 годы) (далее - бюджетный прогноз) в соответствии с требованиями статьи 170.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации на основании постановления Правительства Самарской области от 02.06.2015 N 305 "Об утверждении Порядка разработки бюджетного прогноза Самарской области на долгосрочный период".
Бюджетный прогноз разработан с учетом стратегических целей, сформулированных в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, в указах Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", Основных направлениях бюджетной и налоговой политики Самарской области.
Основной целью долгосрочного бюджетного планирования является определение финансовых возможностей бюджета Самарской области для исполнения принятых и принимаемых расходных обязательств, тенденций изменения доходной и расходной частей бюджета, условий привлечения и обслуживания заимствований.
В 2020 - 2021 годах социально-экономическое развитие Самарской области проходило в условиях преодоления последствий пандемии коронавирусной инфекции COVID-19, концентрации финансовых ресурсов на приоритетных направлениях расходов, выполнения принятых социально значимых обязательств, сохранения объема государственного долга региона на экономически безопасном уровне. Итоги исполнения областного бюджета в целом свидетельствуют о том, что благодаря взвешенным решениям, принятым на федеральном и региональном уровне, удалось поддержать экономику региона и снизить негативные последствия пандемии.
2021 год стал годом восстановления экономики региона. Благодаря значительной федеральной и региональной поддержке, оказываемой предприятиям и организациям, малому бизнесу и населению, региону удалось вернуться на положительную траекторию экономического роста.
Социально-экономическое развитие Самарской области в 2022 году проходит в условиях сложной геополитической ситуации, беспрецедентного внешнего санкционного давления, что оказывает сдерживающий эффект на развитие региона.
В целом анализ основных показателей социально-экономического развития области за 2022 год позволяет сделать вывод, что экономика региона вошла в период структурных изменений в производстве и логистике при сохранении устойчивости в сфере занятости и в социальной сфере.
Экономика Самарской области будет развиваться в условиях сохранения рисков, возникших вследствие внешнего санкционного давления. Внешнеэкономическая и геополитическая нестабильность остается ключевым источником риска для параметров прогноза.
Сценарные условия бюджетного прогноза вытекают из двух вариантов прогноза социально-экономического развития Самарской области на период до 2034 года: базового и консервативного.
Оба варианта основаны на предположениях о сохранении в среднесрочной перспективе антироссийской санкционной политики и ответных экономических мер Российской Федерации, базируются на единых целях государственной социально-экономической политики.
Базовый вариант прогноза предполагает эффективное выполнение мероприятий, обеспечивающих реализацию национальных целей и задач. Консервативный вариант прогноза предполагает наличие рисков достижения целевых показателей.
По консервативному варианту прогноза в условиях сохранения рисков неустойчивого развития экономики вследствие высокой неопределенности внешнеэкономических факторов, а также с учетом консервативных оценок потребительского и инвестиционного спроса темпы экономического роста будут минимальными.
Отличия по вариантам объясняются, прежде всего:
различной степенью адаптации региональной экономики к внешним вызовам;