Недействующий

О внесении изменений в распоряжение Правительства Республики Коми от 10.08.2022 N 350-р "Об одобрении Прогноза социально-экономического развития Республики Коми на 2023 год и на период до 2025 года"


Рынок товаров и услуг


Ситуация на потребительском рынке в Республике Коми в 2022 году характеризуется снижением оборота розничной торговли и объема платных услуг населению (95,0% и 90,0% к уровню 2021 года, в сопоставимых ценах, соответственно).


Учитывая ожидаемые темпы инфляции, темпы миграционной убыли, снижение доходов населения в 2023 - 2025 годах, оборот розничной торговли в среднем за год прогнозируется на уровне 100,4 - 103,0% (в консервативном и базовом варианте соответственно).


В период до 2025 года тенденция расширения деятельности сетевых торговых структур в регионе сохранится, оказывая положительное влияние на потребительский рынок региона, в том числе в части увеличения оборота розничной торговли. В структуре оборота розничной торговли возрастет доля онлайн-продаж и дистанционной торговли.


Введенные с конца февраля 2022 года иностранными государствами санкционные ограничения и одновременно ажиотажный спрос населения на ряд продовольственных и непродовольственных товаров в совокупности с ослаблением рубля привели к ускорению инфляции. Начиная со 2 квартала 2022 года разворот указанных тенденций (укрепление рубля и спад ажиотажного спроса) способствовал замедлению инфляции. В связи с чем, по оценке, индекс потребительских цен по итогам 2022 года ожидается на уровне 114,0% (к декабрю 2021 года), в том числе на продовольственные товары - 113,6%, непродовольственные товары - 116,6%, платные услуги - 110,4%.


С 2023 года до 2025 года прогнозируется замедление темпов роста цен на товары по сравнению с 2022 годом. При этом в среднесрочный период формирование уровня потребительских цен на товары в большей степени будет зависеть от:


геополитической ситуации;


мер экономической политики, включая политику Банка России по стимулированию поддержания кредитной активности и снижения рисков финансовой стабильности, мер, направленных на стабилизацию инфляции и сдерживание роста инфляционных ожиданий, колебаний цен на мировых сырьевых рынках, влияющих на сбытовую политику крупных российских товаропроизводителей;


продолжительности санкционных ограничений;


эффективности принимаемых на федеральном и региональном уровнях мер государственной поддержки, направленных на восстановление экономики в условиях санкционных ограничений;


колебаний курса рубля.


Кроме того, на динамику роста цен в Республике Коми продолжат оказывать влияние следующие факторы:


сохраняющаяся тенденция роста себестоимости продукции местного производства из-за роста цен на дизельное топливо и бензин, удорожания ввозимых кормов, сырья и рецептурных компонентов, упаковочных материалов, расходов на эксплуатацию оборудования и комплектующих;


отдаленность большинства населенных пунктов республики от основных транспортных магистралей при ограниченной возможности транспортной инфраструктуры региона, оказывающая прямое влияние на формирование цен, что особенно актуально для северных районов, где доля транспортных затрат в структуре потребительских цен на продукты питания особенно ощутима;


зависимость продовольственного рынка республики от внешних условий, низкая самообеспеченность региона собственными продовольствием, сырьем и товарами.