Дошкольное образование в настоящее время приобретает все большее социальное значение. Сегодня вполне очевидно, что дошкольный возраст - период, оказывающий значительное влияние на последующее становление личности. Одной из определяющих форм дошкольного образования, полноценного детского развития является воспитание и образование детей в дошкольных образовательных организациях. Возрастающий спрос на дошкольное образование определяет необходимость его дальнейшего развития.
За последние годы ситуация в дошкольном образовании Чеченской Республики существенно изменилась, за период 2018 - 2021 годов всего дополнительно создано 10 200 мест, в том числе: построены и введены в эксплуатацию 40 дошкольных образовательных организаций на 4 980 мест, приобретены (выкуплены) в собственность Чеченской Республики 10 зданий детских дошкольных образовательных организаций на 1 580 мест, за счет иных мероприятий (компенсирующие места в функционирующих детских садах) создано 3 640 дошкольных мест.
Также увеличился охват детей дошкольным образованием (валовый коэффициент охвата дошкольным образованием, в процентах от численности детей в возрасте 1 - 6 лет)* с 15,8% в 2012 году до 46,5% в 2020 году.
К концу 2022 года в системе дошкольного образования Чеченской Республики функционирует 465 организаций на 60 314 мест, в которых насчитывается 86 875 детей, в том числе:
- 38 государственных дошкольных образовательных организаций;
- 427 муниципальных дошкольных образовательных организаций.
Обобщенные сведения о системе дошкольного образования Чеченской Республики за 2022 год приведены в Таблице 1.
Сведения
о системе дошкольного образования Чеченской Республики
за 2022 год
Таблица N 1
N п/п | Показатель | Ед. изм. | 2022 год |
1. | Охват детей дошкольным образованием (валовый коэффициент охвата дошкольным образованием, в процентах от численности детей в возрасте 1-6 лет) <*> | % | 46,5 |
2. | Количество функционирующих дошкольных образовательных организаций | ед. | 465 |
3. | Численность детей в дошкольных образовательных организаций | чел. | 86 875 |
4. | Количество дошкольных образовательных организаций, функционирующих в арендованных помещениях | ед. | 200 |
5. | Количество дошкольных образовательных организаций, функционирующих в приспособленных помещениях | ед. | 26 |
6. | Количество дошкольных образовательных организаций, функционирующих в типовых зданиях | ед. | 239 |
7. | Количество построенных дошкольных образовательных организаций | ед. | 78 |
8. | Количество восстановленных дошкольных образовательных организаций | ед. | 20 |
9. | Численность персонала, участвующего в дошкольном образовании | чел. | 25 060 |
10. | Численность персонала, осуществляющего воспитательно-образовательный процесс | чел. | 8 026 |
11. | Численность работников дошкольного образования, прошедших повышение квалификации | чел. | 707 |
Подпрограмма определяет комплекс целей, задач и приоритетов региональной политики на ближайшую и среднесрочную перспективу по обеспечению базовых, гарантированных от рождения прав детей на жизнь, здоровье, образование.
Подпрограмма определяет основные направления развития системы дошкольного образования республики на 5 лет по следующим направлениям: строительство, реконструкция и восстановление объектов дошкольного образования, создание условий для повышения качества дошкольного образования, улучшения подготовки детей к школе; преемственность дошкольного и начального школьного образования; укрепление здоровья детей, развитие коррекционного образования; подготовка, переподготовка кадров, повышение квалификации работников системы дошкольного образования; обеспечение пожарной безопасности и антитеррористической защиты дошкольных образовательных организаций; укрепление материально-технической базы дошкольных образовательных организаций; организация и проведение республиканских конкурсов, конференций, фестивалей, праздничных мероприятий.
В Подпрограмме дана оценка реального состояния сферы дошкольного образования в республике, намечены перспективы и определены приоритеты дальнейшего развития системы дошкольного образования.
Анализ состояния дошкольного образования в Чеченской Республике за 2022 год свидетельствует, что ситуацию с доступностью дошкольного образования в регионе можно признать удовлетворительной (см. ниже):