Действующий

О государственной программе "Улучшение качества предоставления жилищно-коммунальных услуг на территории Астраханской области" (с изменениями на 29 августа 2024 года)



2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Основой преобразований в жилищно-коммунальном хозяйстве Астраханской области является реорганизация системы управления отраслью, основанная на принципах сокращения степени участия органов местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области в управлении жилищным фондом, расположенным на территории Астраханской области, и активного привлечения граждан к управлению своей собственностью в жилищной сфере. Именно в этом и заключается сущность новых способов управления многоквартирным домом, которые ориентированы на главенствующую в нем роль собственников помещений в многоквартирных домах.


Настоящая Программа подготовлена по результатам проведенного органами местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области в 2013 году предварительного мониторинга технического состояния многоквартирных домов.


В 2008 - 2013 годах проведение капитального ремонта многоквартирных домов осуществлялось в рамках реализации Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства". В указанный период отремонтировано 1038 многоквартирных домов в 26 муниципальных образованиях Астраханской области общей площадью 3249,5 тыс. кв. м.


В результате проведенного капитального ремонта в многоквартирных домах были созданы безопасные и благоприятные условия 23% граждан, проживающих в многоквартирных домах на территории муниципальных образований Астраханской области, участвующих в региональных адресных программах по проведению капитального ремонта многоквартирных домов в 2008 - 2013 годах с общим объемом финансирования 2068286,41 тыс. рублей.


Мониторинг реализации региональных адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов в 2008 - 2013 годах показал, что при формировании адресных перечней многоквартирных домов, подлежащих капитальному ремонту в обозначенный период, при проведении капитального ремонта многоквартирных домов включались не все конструктивные элементы, требующие ремонта, что не позволяло привести многоквартирные дома в удовлетворительное состояние в полном объеме.


Отсутствие своевременного капитального ремонта многоквартирных домов привело к несоответствию технического состояния нормативным требованиям, предъявляемым к техническим и качественным характеристикам жилищного фонда. Главная причина плохого состояния многоквартирного жилищного фонда - многолетнее отсутствие надлежащего обслуживания и капитального ремонта, повлекшее за собой критическое состояние многоквартирных домов.


В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации ответственность за эксплуатацию и ремонт многоквартирного дома, в том числе капитальный ремонт, возложена на собственников помещений, проживающих в данных многоквартирных домах. В то же время необходимо учитывать требования статьи 16 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" о выполнении бывшим наймодателем обязанностей по капитальному ремонту.


В целях ускорения решения жилищной проблемы в интересах граждан, эффективного проведения жилищной реформы в современных экономических условиях и повышения ее социальной направленности необходимо принятие Программы.


Программа предусматривает дальнейшее улучшение жилищных условий граждан, обеспечение безопасности проживания граждан в многоквартирных домах, повышение уровня эксплуатации жилищного фонда, улучшение его технического обслуживания.


Принимая во внимание имеющийся износ жилищного фонда в Астраханской области в размере от 10 до 60%, а также высокую стоимость капитального ремонта, привести жилищный фонд в соответствие со стандартами качества, устранить неисправности изношенных конструктивных элементов, восстановить или заменить их другими с использованием долговечных материалов только за счет средств собственников помещений невозможно.


Характер проблемы требует концентрации организационно-методических, материально-технических, кадровых и финансовых ресурсов, включая привлечение к финансовому обеспечению ее решения средств собственников помещений, а также средств государственной поддержки из федерального бюджета, бюджета Астраханской области, бюджетов органов местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области, объем которой будет ежегодно определяться в краткосрочных планах реализации Программы, утверждаемых министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области.


Программный подход представляется единственно возможным, поскольку комплекс организационных, производственных, социально-экономических и других мероприятий для достижения поставленной цели, позволяет скоординировать деятельность всех участников процесса.


В соответствии со статьей 168 Жилищного кодекса Российской Федерации в Программу включаются все многоквартирные дома, расположенные на территории Астраханской области (в том числе многоквартирные дома, все помещения в которых принадлежат одному собственнику), за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу. Согласно пункту 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом" признаком многоквартирного дома является совокупность двух и более квартир. Квартирой согласно статье 16 Жилищного кодекса Российской Федерации признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении. Дома блокированной застройки не подлежат включению в Программу.


Также в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации и Законом Астраханской области от 24.10.2013 N 55/2013-ОЗ "Об отдельных вопросах правового регулирования организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Астраханской области" в Программу не включаются многоквартирные дома, в которых имеется менее чем пять квартир.