Механизмы РСОКО и перечень процедур оценки качества образования
I. Механизм РСОКО "Оценка качества образовательных программ" |
Процедуры оценки качества образования (применяемые и потенциально применяемые) |
Лицензирование образовательной деятельности |
Государственная аккредитация образовательной деятельности (общее, среднее профессиональное образование) |
Федеральный государственный контроль качества образования |
Федеральный государственный надзор в сфере образования |
Мониторинг системы образования |
Федеральные информационные системы |
Региональные информационные системы |
Независимая оценка качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность |
Общественная аккредитация организаций, осуществляющих образовательную деятельность |
Профессионально-общественная аккредитация профессиональных образовательных программ |
II. Механизм "Оценка качества условий реализации образовательных программ" |
Процедуры оценки качества образования (применяемые и потенциально применяемые) |
Государственная аккредитация образовательной деятельности (начальное общее, основное общее, среднее общее, среднее профессиональное образование) |
Лицензирование образовательной деятельности |
Федеральный государственный контроль качества образования |
Федеральный государственный надзор в сфере образования |
Мониторинг системы образования |
Федеральные информационные системы |
Региональные информационные системы |
Аттестация педагогических работников |
Независимая оценка качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность |
Конкурсы профессионального мастерства |
Общественная аккредитация организаций, осуществляющих образовательную деятельность |
Добровольная сертификация педагогических и руководящих работников |
Комплексные исследования профессиональных компетенций педагогических и руководящих работников |
III. Механизм "Оценка качества результатов освоения обучающимися образовательных программ" |
Процедуры оценки качества образования (применяемые и потенциально применяемые) |
Государственная аккредитация образовательной деятельности (общее, среднее профессиональное образование) |
Федеральный государственный контроль качества образования |
Федеральный государственный надзор в сфере образования |
Мониторинг системы образования |
Федеральные и региональные конкурсы (олимпиады) профессионального мастерства обучающихся по программам среднего профессионального образования |
Независимая оценка качества подготовки обучающихся, включая исследования качества индивидуальных достижений обучающихся (международные, федеральные, региональные) |
Итоговый (годовой) отчет Министерства образования и науки Челябинской области о состоянии и перспективах развития образования |
Федеральные информационные системы |
Региональные информационные системы |
Мониторинг обеспечения объективности процедуры оценки качества образовательных результатов |
Общественная аккредитация организаций, осуществляющих образовательную деятельность |
Профессионально-общественная аккредитация профессиональных образовательных программ |
Независимая сертификация квалификаций выпускников профессиональных образовательных организаций |
Распределение механизмов и процедур оценки качества образования по объектам РСОКО, а также их конкретизация по уровням образования представлены в приложении 4 к Концепции.
Концепция закрепляет принятую в системе оценки качества образования (региональная модель оценки качества общего образования) классификацию процедур оценки качества образования (помимо разделения на применяемые и потенциальные) на процедуры, осуществляемые постоянно (мониторинговые), а также процедуры, осуществляемые периодически (в определенные временные промежутки циклов оценки качества образования) [21].
В приложении 5 Концепции представлена система процедур оценки качества образования, осуществляемых периодически. В состав данной группы процедур оценки качества образования включены применяемые в РСОКО исследования качества индивидуальных достижений обучающихся/процедуры оценки качества образования: международные, федеральные, региональные.
В приложении 6 к Концепции определена система процедур оценки качества образования, осуществляемых постоянно. Это действующий перечень федеральных информационных систем (в том числе информационных систем форм федеральных статистических наблюдений) и региональных информационных систем.
В совокупности и по отдельности данные информационных систем в режиме реального времени выступают информационной основой оценки качества образования, а потому рассматриваются в рамках РСОКО как самостоятельные процедуры оценки качества образования.
Единство подходов Концепции к отбору содержания, механизмов и процедур оценки качества образования по всей совокупности объектов РСОКО, опора на систему нормативных требований и результативную региональную практику оценки качества образования обеспечивают единство оценочного пространства системы образования Челябинской области и расширяют возможности эффективного управления качеством образования по результатам РСОКО.
Компонентом РСОКО в соответствии с Концепцией является организационная структура управления РСОКО, функционирующая в соответствии с полномочиями Министерства образования и науки Челябинской области в части управления качеством образования с учетом полномочий региональных органов общественного управления качеством образования, а также организаций, входящих в региональную систему образования и наделенных полномочиями в сфере оценки качества образования.
Организационная структура управления РСОКО в обобщенном виде представлена в таблице 3 и отражает сложившуюся результативную структуру взаимодействия органов управления образованием государственной и общественной природы.