Направленность управленческих решений по результатам РСОКО по уровням управления качеством образования (Челябинская область)
Этап управления РСОКО | Уровни управления качеством образования | ||
региональный | муниципальный | институциональный | |
Выбор обоснованных целей (целеполагание) | Информирование потребителей о состоянии и тенденциях качества образования, предоставляемого сетью образовательных организаций региона. Оценка эффективности деятельности органов управления образованием на уровне региона (в части деятельности, обеспечивающей развитие региональной системы образования). Самооценка и оценка эффективности механизмов управления качеством образования на региональном уровне. Непрерывное профессиональное развитие руководящих и педагогических работников системы образования по компетенциям управления качеством образования по результатам РСОКО | Информирование потребителей о состоянии и тенденциях качества образования, предоставляемого муниципальной сетью общеобразовательных организаций. Оценка эффективности деятельности органов управления образованием на уровне муниципалитета (в части деятельности, обеспечивающей развитие муниципальной системы образования). Самооценка и оценка эффективности механизмов управления качеством образования на муниципальном уровне. Непрерывное профессиональное развитие руководящих и педагогических работников системы образования по компетенциям управления качеством образования по результатам МСОКО | Информирование потребителей о состоянии и тенденциях качества образования на институциональном уровне. Оценка эффективности деятельности органов управления образовательной организацией (в части деятельности, обеспечивающей развитие образовательной организации). Самооценка и оценка эффективности механизмов управления качеством образования на институциональном уровне. Непрерывное профессиональное развитие руководящих и педагогических работников системы образования по компетенциям управления качеством образования по результатам ВСОКО |
Выбор показателей для оценки и определение методов сбора информации | Представленность объективных и достоверных результатов РСОКО (доступность, открытость, востребованность), полученных в рамках процедур оценки качества образования (международных, федеральных, региональных). Реализация региональной программы развития образования, иных региональных программ, инициатив, проектов посредством федеральных оценочных/конкурсных процедур. Наличие и качество принимаемых практических мер/конкретных действий органом управления образованием на уровне региона с использованием методики для проведения оценки механизмов управления качеством образования субъектов РФ, разработанной Рособрнадзором. Содержание программ повышения квалификации педагогических и руководящих работников в соответствии с требованиями, предъявляемыми к педагогам в рамках ФГОС, и информации о дефицитах педагогического и управленческого инструментария и технологии работы с ним (внешняя и внутренняя экспертиза) | Представленность объективных и достоверных результатов МСОКО (доступность, открытость, востребованность), полученных в рамках процедур оценки качества образования (международных, федеральных, региональных, муниципальных). Реализация муниципальной программы развития образования, иных муниципальных инициатив, проектов через участие в региональном конкурсе. Наличие и качество принимаемых практических мер/конкретных действий органом управления образованием на уровне муниципалитета с использованием критериев управления качеством образования для МОУО, разрабатываемых Рособрнадзором и региональной методики оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования. Востребованность программ повышения квалификации педагогических и руководящих работников через формирование заданий или заказов на повышение квалификации этих категорий работников по компетенциям управления качеством образования с учетом выявленных у них профессиональных дефицитов | Представленность объективных и достоверных результатов ВСОКО (доступность, открытость, востребованность), полученных в рамках процедур оценки качества образования (международных, федеральных, региональных, муниципальных, институциональных). Реализация программы развития образовательной организации, иных инициатив, проектов через участие в региональном конкурсе. Наличие и качество принимаемых практических мер/конкретных действий органом управления образовательной организацией с использованием региональной методики оценки эффективности деятельности руководителя образовательной организации по обеспечению деятельности образовательной организации, ее развития, повышения качества оказания образовательных услуг. Наличие/отсутствие профессиональных дефицитов педагогических и руководящих работников при осуществлении оценочных процедур и управлении качеством образования (исследование профессиональных компетенций) |
Проведение мероприятий в соответствии с поставленными целями | Комплексная оценка качества образования, учитывающая особенности региона. Обеспечение и комплексное сопровождение процедур оценки качества образования в соответствии объектами на всех уровнях образования (общее образование, среднее профессиональное образование), а также дополнительное образование. Независимая оценка качества образования (качества подготовки обучающихся, качества условий осуществления образовательной деятельности) с учетом особенностей региона. Обеспечение объективности процедур оценки качества образования и результатов РСОКО | Комплексная оценка качества образования, учитывающая особенности муниципалитета. Обеспечение участия образовательных организаций в процедурах оценки качества образования в соответствии объектами на уровне общего образования. Обеспечение объективности процедур оценки качества образования и результатов МСОКО | Комплексная оценка качества образования, учитывающая особенности образовательной организации. Участие в процедурах оценки качества образования в соответствии объектами на всех уровнях образования (общее образование, среднее профессиональное образование), а также дополнительное образование. Независимая оценка качества образования (качества подготовки обучающихся, качества условий осуществления образовательной деятельности) с учетом особенностей ОО. Обеспечение объективности процедур оценки качества образования и результатов ВСОКО |
Процесс сбора информации в соответствии с поставленными целями с применением выбранных методов | Формирование и использование баз данных, реестров статистических результатов процедур оценки качества образования посредством информационно-коммуникационной инфраструктуры системы образования, в том числе информационных систем (федеральных, региональных). Использование потенциала экспертов в сфере оценки качества образования для работы с результатами РСОКО | Формирование и использование баз данных, реестров статистических результатов процедур оценки качества образования посредством информационно-коммуникационной инфраструктуры системы образования, в том числе информационных систем (федеральных, региональных, муниципальных). Использование потенциала экспертов в сфере оценки качества образования для работы с результатами МСОКО | Формирование и использование баз данных, реестров статистических результатов процедур оценки качества образования посредством информационно-коммуникационной инфраструктуры системы образования, в том числе информационных систем (федеральных, региональных, муниципальных, институциональных). Использование потенциала экспертов в сфере оценки качества образования для работы с результатами ВСОКО |
Анализ полученных данных | Внутрирегиональный анализ качества образования с учетом экономических, общественно-политических и социокультурных особенностей и запросов региона с представлением статистико-аналитических сборников/справок/релизов на официальном сайте Министерства образования и науки Челябинской области или в защищенной сети данного органа. На основе анализа: определение объемов государственных заданий на повышение квалификации педагогических работников; определение объемов государственных заданий на реализацию программ среднего профессионального образования; формирование региональной нормативной базы, определяющей функционирование системы образования в части повышения качества образования; распределение средств региональных фондов развития качества образования на конкурсной основе в соответствии с показателями качества образования; аттестация педагогических работников системы образования региона на высшую, первую квалификационные категории; государственная регламентация образовательной деятельности | Использование результатов внутрирегионального анализа качества образования. Внутримуниципальный анализ качества образования с учетом экономических, общественно-политических и социокультурных особенностей и запросов муниципалитета с представлением статистико-аналитической информации на официальном сайте органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, или в защищенной сети Министерства образования и науки Челябинской области. На основе анализа: распределение дополнительных средств между образовательными учреждениями на конкурсной основе в зависимости от показателей качества образования; планирование действий учредителя по приведению учреждений в соответствие в части требований к условиям реализации образовательных программ общего образования в соответствии с ФГОС; оценка качества выполненного образовательной организацией муниципального задания по предоставлению образовательной услуги по реализации образовательных программ общего образования; мотивация и стимулирование, аттестация руководящих работников образовательных организаций | Использование результатов внутрирегионального/внутримуниципального анализа качества образования. Внутриинституциональный анализ качества образования с учетом контекстной информации об образовательной организации с представлением статистико-аналитической информации на официальном сайте образовательной организации. На основе анализа: формирование индивидуальных программ повышения квалификации педагогических и руководящих работников; формирование оптимальных траекторий профессионального воздействия педагогических работников на обучающихся, обеспечивающих повышение качества образования; формирование оптимальных траекторий профессионального развития педагогических работников, обеспечивающих повышение качества образования |
Разработка рекомендаций для различных категорий пользователей информации | Методические рекомендации/инструкции/правила/порядки/регламенты/инструктивно-методические материалы по итогам анализа/по работе с результатами. Категории пользователей: руководители и специалисты Министерства образования и науки Челябинской области, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, образовательных организаций дополнительного профессионального образования и центров оценки квалификаций, педагогические и руководящие работники образовательных организаций, родители (законные представители), обучающиеся, профессиональная общественность, социальные партнеры | Методические рекомендации/инструкции/правила/порядки/регламенты/инструктивно-методические материалы по итогам анализа/по работе с результатами. Категории пользователей: руководители и специалисты органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, муниципальных методических служб, педагогические и руководящие работники образовательных организаций, родители (законные представители), обучающиеся, профессиональная общественность, социальные партнеры | Методические рекомендации/инструкции/правила/порядки/регламенты/инструктивно-методические материалы по итогам анализа/по работе с результатами. Категории пользователей: педагогические и руководящие работники образовательной организации, профессиональные объединения педагогов, родители (законные представители), обучающиеся |
Принятие управленческих решений (форма) | Закон, постановление, распоряжение, приказ, предписание, уведомление, протокол, договор/соглашение/контракт. Программа, положение, концепция, модель, методика, план, дорожная карта, сетевой график | Постановление, распоряжение, приказ, протокол, договор/соглашение/контракт. Программа, положение, концепция, модель, методика, план, дорожная карта, сетевой график | Приказ, протокол, договор/соглашение/контракт. Программа, положение, концепция, модель, методика, план, дорожная карта, сетевой график |
Последующая оценка эффективности управленческих решений (форма) | Мониторинг/контроль исполнения решений. Годовой отчет о результатах деятельности Министерства образования и науки Челябинской области. Профессиональное/общественное обсуждение, профессиональная/общественная экспертиза. Обращения граждан | Мониторинг/контроль исполнения решений. Годовой отчет о результатах деятельности органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования. Профессиональное/общественное обсуждение, профессиональная/общественная экспертиза. Обращения граждан | Мониторинг/контроль исполнения решений. Отчет о результатах самообследования образовательной организации за год. Профессиональное/общественное обсуждение, профессиональная/общественная экспертиза. Обращения граждан |
Исходя из стратегической цели Концепции и в результате ежегодного решения совокупности задач, направленных на обеспечение и комплексное сопровождение функционирования и развития РСОКО, произойдет достижение ожидаемых результатов.
РСОКО в соответствии с Концепцией будет обеспечивать на всех уровнях образования (общее образование, дополнительное образование, среднее профессиональное образование):
осуществление комплексной оценки качества образования;
проведение независимой оценки качества образования (независимая оценка качества подготовки обучающихся, независимая оценка качества условий осуществления образовательной деятельности) с учетом особенностей региона;
функционирование и развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры системы образования (в том числе информационные системы), результативного мониторинга системы образования;
применение инновационных региональных механизмов управления РСОКО.
Также в соответствии с Концепцией РСОКО на всех уровнях образования (общее образование, дополнительное образование, среднее профессиональное образование) управление качеством образования будет осуществляться на основе информационно-технологического сопровождения:
функционирования и развития целостной информационно-коммуникационной инфраструктуры системы образования;
применения механизмов и процедур оценки качества образования, востребованных для принятия эффективных решений на разных уровнях управления системой образования;
федеральных и региональных процедур оценки качества образования, мониторинга системы образования.
Результатами научно-методического сопровождения РСОКО выступят:
методическое обеспечение внутрирегионального анализа качества образования с учетом экономических, общественно-политических и социокультурных особенностей и запросов региона;
эффективное взаимодействие пользователей информационно-коммуникационной инфраструктуры системы образования в решении вопросов управления качеством образования;