Концепция (обновленная) региональной системы оценки качества образования (Челябинская область) (далее - Концепция) разработана с целью применения совокупности изменившихся требований государства, области и запросов общества к созданной и функционирующей с 2016 года РСОКО - основе региональной политики в сфере оценки качества образования - в части отражения системного применения инновационных механизмов управления РСОКО в ее структуре, содержании, механизмах и процедурах, а также описании вариантов эффективного управления образовательной системой региона по результатам анализа полученных данных.
Концепция определяет и конкретизирует в новых условиях: методологические основания развития РСОКО, в том числе понятийный аппарат и принципы; цель и задачи РСОКО, ее объекты, структуру и содержание.
Концепция содержит также описание используемых в образовательной системе Челябинской области механизмов и процедур оценки качества образования, организационную структуру управления РСОКО.
В Концепции сформулированы управленческие решения по результатам мероприятий РСОКО на всех уровнях принятия решений и ожидаемые результаты реализации РСОКО.
Завершает Концепцию обоснование региональной политики в сфере оценки качества образования.
В обобщенном виде содержание РСОКО (Челябинская область) представлено в приложении 2 к данной Концепции.
Методология системы оценки качества образования Челябинской области, определенная Концепцией, представляет собой неразрывное единство нормативного, системного и деятельностного подходов с учетом нормативно-методологического принципа. Последний заключается в отборе и использовании в качестве единого основания РСОКО реестра нормативных документов и научно-методических материалов федерального и регионального уровней. В приложении 1 к Концепции представлен актуальный реестр документов и материалов, определяющий методологию РСОКО.
Развитие системы оценки качества образования Челябинской области на основе нормативного подхода обеспечивает отражение в ее функционировании полномочий <1> региональных органов государственной власти, осуществляющих управление в сфере образования в части обеспечения оценки качества образования, а также определяет декомпозицию исполнения таких полномочий на всех уровнях управления образовательной системой Челябинской области (региональном, муниципальном, институциональном).
________________
<1> Под полномочием регионального органа управления образованием понимается "ограниченное законодательством право регионального органа управления образованием использовать собственные ресурсы и ресурсы региональной образовательной системы для достижения целей ее функционирования и развития" [3].
Формальными основаниями выделения полномочий стали нормативные документы федерального, регионального уровней, а также региональные концепции и методики в сфере оценки качества образования.
Функционирование РСОКО осуществляется в Челябинской области в соответствии с требованиями Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (ст. 7, 8, 12, 20, 59, 95) [10], определяющими полномочия органа государственной власти в сфере образования - Министерства образования и науки Челябинской области - непосредственные и переданные от федеральных органов управления образованием. Среди полномочий:
государственный контроль (надзор) в сфере образования за деятельностью образовательных организаций Челябинской области, а также органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования;
лицензирование образовательной деятельности образовательных организаций Челябинской области;