Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" одной из основных задач регулирования отношений в сфере образования устанавливает необходимость создания условий для свободного функционирования и развития системы образования Российской Федерации (ст. 8, п. 11, ч. 1) [10].
Одним из условий решения такой задачи государственной программой Российской Федерации "Развитие образования на 2018 - 2025 годы" (далее - ГПРО) определено развитие единой общероссийской системы оценки качества образования на всех уровнях образования (далее - ЕСОКО) [6].
Базовым уровнем ЕСОКО выступают региональные системы оценки качества образования (далее - РСОКО), обеспечивающие комплексный подход к анализу процессов и результатов функционирования и развития региональных образовательных систем в условиях требований государства высокой объективности и обоснованности выводов о качестве образования.
Задача ГПРО по развитию на региональном уровне эффективных национальных механизмов оценки качества образования делает необходимой ее отражение в реализуемой в Челябинской области с 2016 года второй редакции Концепции региональной системы оценки качества образования [14]. В период с 2016 по 2020 годы в системе образования Челябинской области сформирована необходимая и достаточная нормативная база функционирования и развития РСОКО, а также сформирована практика принятия управленческих решений по ее результатам.
Нормативную основу РСОКО составляют Закон Челябинской области "Об образовании в Челябинской области" [11], а также государственные программы Челябинской области: "Развитие образования в Челябинской области на 2018 - 2025 годы" [7], "Развитие профессионального образования в Челябинской области" [8], распоряжения и постановления Правительства Челябинской области об утверждении паспортов региональных проектов Национального проекта "Образование" и мероприятий по их реализации.
РСОКО системно регламентируется через приказы Министерства образования и науки Челябинской области, издаваемые как циклично (ежегодно), так и по результатам (или для нормативного закрепления) новаций в развитии РСОКО. Практика принятия и реализации нормативных и распорядительных документов РСОКО (механизмы государственно-общественного управления) обеспечивает ее устойчивое функционирование и развитие, а также позволяет гибко реагировать на федеральные законодательные изменения и запросы.
Перечень нормативных документов регионального уровня, определяющих рамки функционирования РСОКО, представлен в приложении 1 к данной Концепции.
Необходимость отражения в РСОКО действующей федеральной и региональной нормативной практики в сфере оценки качества образования выступает одним из факторов обновления содержания Концепции РСОКО.
Другим фактором, актуализирующим очередное обновление Концепции, являются результаты развития системы оценки качества образования Челябинской области за период с 2016 по 2020 гг.
За эти годы управление качеством образования в области поступательно двигалось от совершенствования РСОКО к ее развитию (2016 - 2018 гг.) и далее - к формированию и осуществлению региональной политики в сфере оценки качества образования. Такая региональная политика рассматривается как деятельность по обеспечению и комплексному сопровождению системы образования Челябинской области в части оценки качества образования.
С 2019 года региональная политика в сфере оценки качества образования в полной мере является актуальным этапом развития РСОКО. Основным содержанием региональной политики в сфере оценки качества образования в Челябинской области выступает системное применение инновационных механизмов управления РСОКО. К таким механизмам относятся: проектное управление РСОКО; организация межмуниципального взаимодействия для решения актуальных задач развития систем оценки качества образования; концептуализация ключевых аспектов развития систем оценки качества образования. Практика показала результативность всех этих механизмов, а с 2019 года они работают на новом содержании. Векторами их обновления стали федеральные проекты развития образования. Это, прежде всего, федеральные проекты Национального проекта "Образование" и новые направления развития ЕСОКО [6].
Также развитие РСОКО обеспечивают региональные концепции в сфере оценки качества образования. Период с 2016 по 2020 годы для системы оценки качества образования Челябинской области стал этапом серьезной концептуализации различных аспектов функционирования и развития РСОКО.
В системе образования Челябинской области сложилась эффективная практика разработки концепций и методик РСОКО с привлечением ресурса профессионального сообщества (образовательная агломерация по развитию систем оценки качества образования), их широкого профессионально-общественного обсуждения и профессионально-общественной экспертизы (региональное сетевое экспертное сообщество в сфере оценки качества образования), а также последующего за принятием концепций и методик этапа выработки и распространения модельных решений по их реализации всеми субъектами РСОКО.
Единая управленческая модель концептуализации актуальных аспектов РСОКО характеризуется также общими подходами к структуре и содержательному наполнению концепций и методик, сформированностью в них дорожных карт реализации, единством организационных механизмов управления, общностью подходов к оценке и анализу результативности, направленности управленческих решений.