Действующий

Об утверждении Концепции (обновленной) региональной системы оценки качества образования (Челябинская область)



Приложение 2
к Концепции РСОКО



Система оценки качества образования Челябинской области (РСОКО)

Компонент РСОКО

Содержание

Стратегическая цель РСОКО

Получение и доведение до всех участников образовательных отношений достоверной информации о состоянии и результатах образовательной деятельности, тенденциях изменения качества общего образования, дополнительного образования и среднего профессионального образования, в том числе о факторах и причинах, влияющих на его уровень, для формирования востребованной информационной основы принятия эффективных управленческих решений в контексте вертикали управления системой образования Челябинской области

Задачи РСОКО

I. Задачи обеспечения РСОКО:

1. Осуществлять комплексную оценку качества образования на всех уровнях образования, отнесенных к полномочиям Министерства образования и науки Челябинской области (общего образования, дополнительного образования, среднего профессионального образования).

2. Проводить независимую оценку качества образования (независимую оценку качества подготовки обучающихся, независимую оценку качества условий осуществления образовательной деятельности образовательными организациями общего образования, дополнительного образования, среднего профессионального образования) с учетом особенностей региона.

3. Осуществлять информационное обеспечение управления качеством образования через функционирование региональных информационных систем и мониторинга системы образования на региональном и муниципальном уровнях, функционирование и развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры системы образования.

4. Применять региональные механизмы управления РСОКО: проектное управление РСОКО; организацию межмуниципального взаимодействия для решения актуальных задач развития РСОКО; концептуализацию ключевых аспектов развития систем оценки качества образования.

5. Осуществлять управление качеством образования посредством реализации региональной политики в сфере оценки качества образования (обеспечение и комплексное сопровождение) по результатам РСОКО в контексте оценки механизмов управления качеством образования в субъектах Российской Федерации

II. Задачи комплексного сопровождения РСОКО:

а) информационно-технологического сопровождения:

6. Обеспечивать функционирование информационных систем, ведение информационных ресурсов и баз данных в системе образования - информационную основу оценки качества образования, функционирование и развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры системы образования в целом.

7. Применять в практике РСОКО механизмы, процедуры и инструментарий оценки качества образования, востребованные для принятия эффективных решений на разных уровнях управления системой образования в контексте оценки механизмов управления качеством образования в субъектах Российской Федерации.

8. Осуществлять информационное и технологическое сопровождение федеральных и региональных процедур оценки качества образования по всем объектам качества образования (образовательные программы; условия реализации образовательных программ; результаты освоения обучающимися образовательных программ), региональных и федеральных информационных систем и мониторинга системы образования.

9. Получать и предоставлять субъектам РСОКО объективную информацию об объектах качества образования (динамике качества образования) по результатам федеральных и региональных процедур оценки качества образования (содержащимся в региональных и федеральных информационных системах), мониторинга системы образования, позволяющую принимать управленческие решения на региональном, муниципальном и институциональном уровнях, а также оценивать их эффективность.

10. Информировать потребителей результатов РСОКО о состоянии и тенденциях качества образования в образовательной системе Челябинской области

б) научно-методического сопровождения:

11. Осуществлять методическое обеспечение отбора и определения критериев, процедур и инструментария оценки качества образования, включая направления функциональной грамотности, для осуществления внутрирегионального анализа качества образования с учетом экономических, общественно-политических и социокультурных особенностей и запросов региона в контексте оценки механизмов управления качеством образования в субъектах Российской Федерации.

12. Создавать научно-методические условия функционирования и развития информационно-коммуникационной инфраструктуры системы образования, направленной на эффективное взаимодействие ее пользователей (органов государственного и муниципального управления, образовательных организаций, представителей профессионального педагогического сообщества и общественности) для управления качеством образования.

13. Осуществлять научно-методическое сопровождение федеральных и региональных процедур оценки качества образования по всем объектам оценки (образовательные программы; условия реализации образовательных программ; результаты освоения обучающимися образовательных программ), региональных и федеральных информационных систем и мониторинга системы образования.

14. Осуществлять научно-методическое сопровождение предоставления субъектам РСОКО объективной информации о качестве образования (динамике качества образования) по результатам федеральных и региональных процедур оценки качества образования (содержащимся в региональных и федеральных информационных системах), мониторингов системы образования, необходимое для принятия управленческих решений на региональном, муниципальном, институциональном уровнях и оценки их эффективности.

15. Обеспечивать научно-методические условия непрерывного профессионального развития руководящих и педагогических работников системы образования по компетенциям управления качеством образования по результатам РСОКО.

16. Использовать потенциал экспертов в сфере оценки качества образования для развития РСОКО посредством применения организационных, информационных и методических механизмов управления региональным сетевым экспертным сообществом в сфере оценки качества образования.

17. Интегрировать ресурсы муниципальных образовательных систем и профессиональных сообществ в решении актуальных задач эффективного управления качеством образования на основе результатов РСОКО.

Объекты РСОКО

Дошкольное образование:

Основные образовательные программы дошкольного образования;

условия реализации основных образовательных программ дошкольного образования;

результаты освоения обучающимися основных образовательных программ дошкольного образования

(целевые ориентиры дошкольного образования)

Начальное общее образование:

Основные образовательные программы начального общего образования;

условия реализации основных образовательных программ начального общего образования;

результаты освоения обучающимися основных образовательных программ начального общего образования (личностные, метапредметные, предметные результаты и функциональная грамотность), включая уровни подготовки обучающихся, рассчитываемые на основе результатов оценочных процедур ("Достижение минимального уровня подготовки", "Достижение высокого уровня подготовки")

Основное общее образование:

Основные образовательные программы основного общего образования;

условия реализации основных образовательных программ основного общего образования;

результаты освоения обучающимися основных образовательных программ основного общего образования (личностные, метапредметные, предметные результаты и функциональная грамотность), включая уровни подготовки обучающихся, рассчитываемые на основе результатов оценочных процедур ("Достижение минимального уровня подготовки", "Достижение высокого уровня подготовки")

Среднее общее образование:

Основные образовательные программы среднего общего образования;

условия реализации основных образовательных программ среднего общего образования;

результаты освоения обучающимися основных образовательных программ среднего общего образования (личностные, метапредметные, предметные результаты и функциональная грамотность), включая уровни подготовки обучающихся, рассчитываемые на основе результатов оценочных процедур ("Достижение минимального уровня подготовки", "Достижение высокого уровня подготовки")

Дополнительное образование:

Дополнительные общеобразовательные программы; условия реализации дополнительных общеобразовательных программ;

результаты освоения обучающимися дополнительных общеобразовательных программ

Среднее профессиональное образование:

Основные образовательные программы среднего профессионального образования;

условия реализации основных образовательных программ среднего профессионального образования; результаты освоения обучающимися основных образовательных программ среднего профессионального образования, включая уровни подготовки обучающихся, рассчитываемые на основе результатов оценочных процедур ("Достижение минимального уровня подготовки", "Достижение высокого уровня подготовки")

Содержание РСОКО

Требования федеральных государственных образовательных стандартов соответствующего уровня образования (установленных требований - в дополнительном образовании)

Механизмы РСОКО

Оценка качества образовательных программ

Оценка качества условий реализации образовательных программ

Оценка качества результатов освоения обучающимися образовательных программ (личностных, метапредметных, предметных результатов и функциональной грамотности)

Процедуры РСОКО (применяемые)

Аттестация педагогических работников

Государственная аккредитация образовательной деятельности (начальное общее, основное общее, среднее общее, среднее профессиональное образование)

Исследования качества индивидуальных достижений обучающихся (международные, федеральные, региональные)

Лицензирование образовательной деятельности

Мониторинг системы образования

Независимая оценка качества подготовки обучающихся

Независимая оценка качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность

Региональные мониторинги оценки качества образования

Федеральные мониторинги оценки качества образования

Федеральный государственный контроль качества образования

Федеральный государственный надзор в сфере образования

Федеральные и региональные олимпиады (конкурсы) профессионального мастерства обучающихся

Региональные конкурсы профессионального мастерства педагогических работников

Региональные конкурсы для образовательных организаций

Мониторинг качества подготовки кадров в образовательных организациях

Мониторинги качества условий реализации ФГОС

Оценка уровня профессионального мастерства и компетенций педагогических работников образовательных организаций Челябинской области

Процедуры РСОКО (потенциальные)

Общественная аккредитация организаций, осуществляющих образовательную деятельность

Профессионально-общественная аккредитация профессиональных образовательных программ

Добровольная сертификация педагогических и руководящих работников

Организационная структура управления РСОКО

Функционирует в соответствии с полномочиями в части управления качеством образования между субъектами:

Министерство образования и науки Челябинской области;

Коллегия Министерства образования и науки Челябинской области;

Общественный совет при Министерстве образования и науки Челябинской области;

Учебно-методическое объединение по общему образованию Челябинской области;

Органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования;

Муниципальные методические службы;

Образовательная агломерация по развитию систем оценки качества образования;

Областной совет по научно-методической и инновационной деятельности в системе среднего профессионального образования;

Областные методические объединения в системе среднего профессионального образования;

Ассоциация образовательных организаций среднего профессионального образования Челябинской области;

ГБУ ДПО РЦОКИО (включая ЦНППМП);

ГБУ ДПО ЧИППКРО (включая ЦНППМП);

ГБУ ДПО ЧИРПО;

ОГБУ ЧЦОПМКП

Управленческие решения

Направлены на практические меры/конкретные действия по повышению качества образования по результатам РСОКО.

Выстроены по всем уровням управления качеством образования (региональный, муниципальный и институциональный).

Ориентированы на единые критерии результативности управленческих решений:

выявление соответствия систем оценки качества образования заданным требованиям на каждом уровне; выявление соответствия систем оценки качества образования уровням подготовки обучающихся, рассчитываемые на основе результатов оценочных процедур ("Достижение минимального уровня подготовки", "Достижение высокого уровня подготовки");

полнота реализации механизмов и процедур оценки качества образования на региональном, муниципальном и институциональном уровнях согласно управленческому циклу;

выявление соответствия применяемого инструментария процедур оценки качества образования, включая направления функциональной грамотности, заданным требованиям на каждом уровне (региональный, муниципальный и институциональный)

Ожидаемые результаты РСОКО:

К концу 2025 года управление качеством образования в системе образования Челябинской области будет эффективным за счет функционирования в режиме непрерывного развития региональной системы оценки качества образования, выступающей востребованной информационной основой принятия мер и эффективных управленческих решений при реализации региональной политики в сфере оценки качества образования (обеспечение и комплексное сопровождение) на каждом уровне (региональный, муниципальный и институциональный)

ожидаемые результаты обеспечения РСОКО

РСОКО будет обеспечивать на всех уровнях образования (общее образование, дополнительное образование, среднее профессиональное образование):

осуществление комплексной оценки качества образования;

проведение независимой оценки качества образования (независимая оценка качества подготовки обучающихся, независимую оценку качества условий осуществления образовательной деятельности) с учетом особенностей региона;

функционирование и развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры системы образования (в том числе информационные системы), результативного мониторинга системы образования;

преемственность применения механизмов управления РСОКО на всех уровнях

ожидаемые результаты комплексного сопровождения РСОКО

Управление качеством образования будет осуществляться на основе информационно-технологического сопровождения:

функционирования и развития целостной информационно-коммуникационной инфраструктуры системы образования;

применения механизмов и процедур оценки качества образования, востребованных для принятия эффективных решений на разных уровнях управления системой образования;

федеральных и региональных процедур оценки качества образования.

Результатами научно-методического сопровождения РСОКО выступят:

методическое обеспечение внутрирегионального анализа качества образования с учетом экономических, общественно-политических и социокультурных особенностей и запросов региона;

эффективное взаимодействие пользователей информационно-коммуникационной инфраструктуры системы образования в решении вопросов управления качеством образования;

научно-методическое сопровождение федеральных и региональных процедур оценки качества образования по всем объектам оценки;

осуществление по результатам РСОКО непрерывного профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров системы образования;

использование потенциала экспертов регионального сетевого экспертного сообщества в сфере оценки качества образования для развития РСОКО;

интеграция ресурсов муниципальных образовательных систем и профессиональных сообществ в решении актуальных задач эффективного управления качеством образования на основе результатов РСОКО

интегративные ожидаемые результаты РСОКО

Обеспечением и комплексным сопровождением РСОКО для всех субъектов РСОКО и на всех уровнях принимаемых решений в системе образования Челябинской области (региональном, муниципальном, институциональном) будут являться:

получение и использование объективной информации о качестве образования (динамике качества образования) по результатам федеральных и региональных процедур оценки качества образования, в том числе из федеральных и региональных информационных систем;

принятие мер и управленческих решений по управлению качеством образования, а также оценка их эффективности;

включение муниципального и институционального уровней принятия решений в обеспечение решения задач в рамках конкретных направлений РСОКО, с учетом их особенностей;

объединение усилий всех уровней управления образованием для решений единых задач повышения качества образования;

информирование потребителей результатов РСОКО о состоянии и тенденциях качества образования в образовательной системе Челябинской области.

Интегративным эффектом внедрения Концепции РСОКО в практику региональной, муниципальных и институциональных систем оценки качества образования является формирование в рамках механизмов управления качеством образования (механизм управления качеством образовательных результатов, механизм управления качеством образовательной деятельности) целостной системы управления качеством образования по совокупности всех систем.