Действующий

Об утверждении муниципальной программы "Реализация молодежной политики в городе Ярославле" на 2023 - 2028 годы (с изменениями на 1 марта 2024 года)



I. Общая характеристика сферы реализации муниципальной программы


Молодежь - социально-демографическая группа лиц в возрасте от 14 до 35 лет включительно, имеющих гражданство Российской Федерации.


Реализация молодежной политики на уровне города Ярославля осуществляется управлением по молодежной политике мэрии города Ярославля и тремя муниципальными учреждениями социального обслуживания подростков и молодежи с сетью филиалов и молодежных пространств. По состоянию на начало 2022 года на территории города действовало 9 муниципальных объектов молодежной политики (включая молодежные пространства). Вместе с тем молодежь все чаще отмечает недостаточность развития инфраструктуры молодежной политики, нехватку современных молодежных пространств.


Объекты молодежной политики расположены на территории города неравномерно. Отсутствуют объекты в Красноперекопском и Фрунзенском районах, остается дополнительная потребность в молодежном центре в Заволжском районе (в микрорайоне Резинотехника). Вместе с тем в городе представлены региональные учреждения отрасли молодежной политики - государственные автономные учреждения "Дворец молодежи" и "Центр патриотического воспитания", что, в свою очередь, создает дополнительные возможности для реализации молодежной политики на территории города.


Общая штатная численность отрасли - чуть более 100 человек, то есть на каждого специалиста отрасли приходится более 1600 молодых ярославцев, что в среднем в 2 - 3 раза выше, чем в других муниципальных образованиях Ярославской области.


На молодежный возраст приходятся основные события в жизненном цикле человека, включая получение общего и профессионального образования, начало трудовой деятельности, вступление в брак и рождение детей. За относительно короткий период молодой человек несколько раз переживает смену своего социально-демографического статуса: от подростка и сопряженных с этим ограничений в трудовом, гражданском, политическом и семейном праве до становления полноправным гражданином Российской Федерации с достижением совершеннолетия.


Молодежь является стратегическим ресурсом развития современного общества. Поэтому требуется усиление внимания к социальным проблемам молодежи, определению средств, форм, методов работы с молодым поколением.


Современной молодежи предстоит жить и действовать в условиях усиления конкуренции, возрастания роли инноваций и значения человеческого капитала как основного фактора экономического развития.


Успешное решение задач социально-экономического и культурного развития города Ярославля невозможно без активного участия молодежи. Это объясняется прежде всего тем, что молодежь выполняет особые социальные и экономические функции:


1) обеспечивает преемственность развития общества;


2) является трудовым потенциалом в развитии экономики, социальной сферы, образования, науки и культуры;


3) является главным участником социальной мобильности и экономической инициативы государства.


Ключевой особенностью демографической ситуации России за последние 10 лет стало снижение количества молодежи. В городе Ярославле ее количество снизилось практически на 11% (со 182,3 тыс. человек в 2016 году до 162,4 тыс. человек в 2021 году), снизилась и доля молодежи в общей численности жителей города Ярославля - с 30,1% до 27,0%.


Большое влияние на количественное и структурное состояние молодежи города оказывают мощные миграционные процессы. Развитая транспортная схема Центрального федерального округа, близость к федеральному центру в последние годы приводят к большому оттоку молодежи в столицу и столичный регион. В свою очередь, сосредоточение в городе Ярославле большого числа разнопрофильных вузов и крупных работодателей создает привлекательность для выпускников школ соседних регионов: Ивановской, Костромской, Тверской, Архангельской областей и муниципальных районов Ярославской области. Вместе с тем миграционные процессы усложняют сохранение местного культурного кода среди молодежи, в то же время обеспечивают быстрые коммуникационные и интеграционные связи внутри молодежи.


В городе сохраняется высокая потребность молодых семей в приобретении собственного жилья. Основной проблемой, по мнению 85% молодых семей, являются высокие цены на жилье, поэтому важно создавать механизмы социальной поддержки молодых семей в улучшении жилищных условий.