Для решения проблем системы обращения отходов целесообразно строительство площадок временного накопления отходов, а для городских поселений станций перегруза. Для отдаленных населенных пунктов, образование ТКО в которых недостаточно, чтобы оправдать затраты на транспортирование целесообразна установка комплексов термической обработки мощностью 1500 - 2000 кг/ч с предварительной сортировкой поступающих отходов, позволяющих в том числе обезвреживать биологические и медицинские отходы.
Для улучшения ситуации по образованию стихийных свалок необходим постепенный переход к 100-процентному охвату территории Сахалинской области системой планово-регулярного сбора ТКО. Организация сбора ТКО должна быть организована с учетом сложности передвижения (бездорожье, суровые зимы, долгая распутица), малой заселенности, дальности расстояния во многих населенных пунктах.
Для обеспечения охвата всех населенных пунктов Сахалинской области планово-регулярной системой вывоза ТКО необходимо полное обеспечение всех объектов по обращению с ТКО автотранспортными средствами. Выбор автотранспортных средств осуществляется оператором, осуществляющим транспортирование ТКО.
Вовлеченность и участие населения является важнейшим элементом в успешной реализации масштабных схем раздельного сбора ТКО.
Установку специальных контейнеров для раздельного сбора ТКО необходимо информированием - вывешивать плакаты, баннеры и распространять листовки. Участие даже четверти граждан уже на начальном этапе позволит подвергать раздельному сбору 6 - 10% от общей массы отходов, что моментально обеспечивает положительный экономический эффект. Полный потенциал участия населения в раздельном сборе оценивается примерно в 75%. Однако в полной мере его можно охватить только с помощью длительной информационной и воспитательной работы, которую необходимо начинать со школ и детских садов.
Рассчитывать на участие в раздельном сборе ТКО большинства населения на начальном этапе времени не приходится, поэтому необходимо минимизировать ущерб, который они могут нанести раздельному сбору. По этой причине контейнеры для селективного сбора должны быть закрытыми и обладать "приемными окошками", в которые не пролезут пакеты со смешанными отходами.
При переходе на раздельный сбор необходимо давать гражданам локальную информацию в местах установки контейнеров. По мере распространения раздельного сбора по всему региону следует переходить на широкомасштабные рекламные акции через СМИ и наружную рекламу.
Возможно развитие производств по использованию вторичных ресурсов на территории Сахалинской области с использованием механизмов государственно-частного партнерства.
В условиях дефицита бюджетных средств - это концессия.
Преимущества концессий:
1. Привлечение частных инвестиций.
2. Экономия бюджетных средств.
3. Государственный статус собственности создаваемых объектов.
4. Прозрачная тарифная политика.