1. Омская городская агломерация (далее - агломерация) - группа муниципальных образований Омской области (город Омск, а также муниципальные районы Омской области: Омский, Азовский немецкий национальный, Марьяновский, Шербакульский, Горьковский, Таврический, Кормиловский, Любинский), связанных между собой автомобильными дорогами общего пользования, транспортными, производственными, культурно-бытовыми, учебными и трудовыми связями, функционирующая как единый социально-экономический механизм.
Агломерация включает коммуникации всех видов транспорта: железнодорожного, автомобильного, воздушного (аэропорт "Омск-Центральный") и речного (пассажирского и грузового). Территория агломерации разделена водными путями рек Иртыш и Омь на 3 части. Транспортное сообщение через реки осуществляется по автомобильным мостовым переходам, а также железнодорожным мостам. Транспортный каркас территории агломерации сформирован федеральной трассой Р-254 "Иртыш" Челябинск - Курган - Омск - Новосибирск, которая соединяется Западным обходом с федеральной трассой Р-402 "Тюмень - Ялуторовск - Ишим - Омск". Также из города Омска берет свое начало федеральная трасса А320 "Омск - Черлак - граница с Республикой Казахстан". В системе планировки агломерации преобладает прямоугольная схема транспортной сети.
Ядром агломерации является город Омск, где центральная часть представляет собой исторический центр с плотной застройкой, переходящий в разветвленную сеть улиц и дорог. Затруднения в движении транспорта в городе Омске обычно возникают в историческом центре, в городской черте и при въезде и выезде в утренние часы в центральную часть города Омска, в вечерние - из центральной части. Кроме того, в вечернее время возникают затруднения в движении на улично-дорожной сети (далее - УДС), прилегающей к местам массового притяжения (торгово-развлекательные центры и другие), в спальных районах. Пропускная способность УДС не соответствует сформированной в действующих условиях интенсивности дорожного движения, что является причиной возникновения затруднений в движении транспортных средств. При воздействии внешних факторов, изменении погодных условий, в связи с авариями и дорожно-транспортными происшествиями, а также несогласованной работой светофорных объектов пропускная способность снижается, что приводит к увеличению задержек и возникновению заторовых ситуаций.
Перегруженная УДС, все увеличивающиеся затраты времени на поездки общественным пассажирским транспортом при низком уровне комфортности, отсутствие необходимого количества машино-мест для хранения и стоянки (парковки) легковых автомобилей, недостаточный контроль за соблюдением правил дорожного движения - все эти факторы не позволяют обеспечить отвечающий современным требованиям уровень транспортного обслуживания в городе Омске.
2. Для уменьшения количества транспортных заторов объективно необходима реконструкция наиболее загруженных участков автомагистралей в наиболее насыщенных городских зонах в целях отвода из них транзитных потоков. В то же время строительные решения обладают высокой капиталоемкостью и требуют значительных затрат и времени.
При этом опыт крупных мегаполисов показывает, что строительство новых и реконструкция существующих магистралей и дорог при постоянном росте количества транспортных средств не позволяют полностью сократить разницу между пропускной способностью УДС и уровнем спроса на автомобильные перевозки, как следствие возникает явление "отложенного спроса".
В целом ряде случаев как в международной, так и в отечественной практике проблема перегруженности городских дорог решается за счет повышения эффективности управления дорожным движением, в том числе благодаря внедрению и развитию современных интеллектуальных транспортных систем (далее - ИТС), способных обеспечить управление дорожным движением на существующей УДС без увеличения ее плотности.
Кроме того, в агломерации сложились следующие предпосылки создания ИТС:
- увеличение нагрузки на УДС муниципальных образований Омской области вследствие роста количества транспортных средств на территории муниципальных образований Омской области;
- необходимость комплексного информационного обеспечения органов исполнительной власти Омской области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления Омской области, органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций при осуществлении ими своих полномочий в области транспортной и дорожной деятельности, обеспечения транспортной безопасности и безопасности дорожного движения;
- необходимость снижения рисков возникновения угроз природного, техногенного, экологического характера, в сфере транспортной безопасности и безопасности дорожного движения;
- необходимость формирования единой информационно-коммуникационной среды для территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Омской области, органов местного самоуправления Омской области в целях повышения безопасности дорожного движения и эффективности транспортной и дорожной деятельности;
- необходимость создания дополнительных инструментов для оптимизации работы существующих систем мониторинга состояния транспортной инфраструктуры;
- необходимость создания дополнительных инструментов для обеспечения своевременного комплексного оповещения и информирования участников дорожного движения.