Современное состояние бюджетной системы Астраханской области оценивается как стабильное, характеризуется проведением ответственной бюджетной политики в целях гарантированного исполнения действующих и принимаемых расходных обязательств наиболее эффективным способом, концентрацией ресурсов на приоритетных направлениях деятельности, в том числе за счет роста эффективности бюджетных расходов, мобилизации внутренних источников, более четкой увязки бюджетных расходов с достижением установленных целей государственной политики, оказания социальной помощи исходя из принципов адресности и нуждаемости, соответствия финансовых возможностей региона ключевым направлениям развития, сохранения на безопасном уровне объема государственного долга, повышения прозрачности и открытости бюджетного процесса в Астраханской области.
Усилия Правительства Астраханской области направлены на поддержку экономического роста региона, выполнение Астраханской областью всех социальных обязательств и реализацию стратегических задач, поставленных в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21.04.2021.
Структура экономики Астраханской области такова, что нефтегазовая отрасль и топливно-энергетический комплекс традиционно занимают лидирующие позиции в промышленности региона. Месторождения углеводородного сырья на территории Астраханской области содержат более 20% общероссийских запасов конденсата, 5% природного газа и около 90% газовой серы. Основная доля запасов углеводородов региона сконцентрирована на Астраханском газоконденсатном месторождении, уникальном по запасам и компонентному составу. На территории Астраханской области также расположено крупное по запасам нефтяное месторождение Великое. В связи с наличием в северной части Каспийского моря, имеющего статус внутреннего моря-озера, углеводородов экономическое значение Астраханской области с каждым годом возрастает. Крупнейшими из открытых месторождений на море являются нефтяное месторождение им. В. Филановского и Хвалынское газоконденсатное месторождение. Уникальное экономико-географическое положение Астраханской области определило высокий транспортно-транзитный потенциал региона.
В течение последних лет в Астраханской области были реализованы крупнейшие инфраструктурные проекты, среди которых введение в эксплуатацию моста через р. Кигач, соединившего Российскую Федерацию и Республику Казахстан, открытие первого пускового комплекса общегородской транзитной магистрали через реки Прямая и Кривая Болда, модернизация аэропорта г. Астрахани, строительство Северного обхода г. Астрахани, взлетно-посадочной полосы в г. Ахтубинске Астраханской области, автомобильной дороги А-153 Астрахань - Кочубей - Кизляр - Махачкала на участке Лиман - граница Республики Калмыкия, Астраханская область, моста через р. Таловую на автодороге Володарский - Цветное в Володарском районе Астраханской области. Традиционно одно из значимых мест в экономике Астраханской области занимают сельское хозяйство и рыбная отрасль. Агропромышленный комплекс имеет уникальные природные возможности по выращиванию овоще-бахчевых культур и картофеля, перспективы развития перерабатывающей сельхозпродукцию промышленности.
Объем налоговых доходов, мобилизуемых с территории Астраханской области, поступающий во все уровни бюджетов Российской Федерации, показывает устойчивую положительную динамику - с 46,9 млрд рублей в 2013 году до 191,7 млрд рублей в 2021 году.
При этом доля налогов, остающихся на территории Астраханской области, ежегодно снижается за счет роста налоговых доходов федерального бюджета и бюджетов других субъектов Российской Федерации.
Доля налоговых доходов, мобилизуемых с территории Астраханской области в федеральный бюджет и бюджеты других субъектов Российской Федерации, увеличилась с 35,6% в 2013 году до 74,5% в 2021 году.
Сокращение доли налоговых доходов, остающейся в распоряжении региона, обусловлено изменениями законодательства Российской Федерации, в частности:
- введением нового порядка налогообложения морских месторождений углеводородного сырья, дата начала промышленной добычи углеводородного сырья на которых приходится на период с 01.01.2016, согласно которому налог на прибыль при освоении данных месторождений в полном объеме поступает в федеральный бюджет;
- проведением "налогового маневра";
- увеличением ставок по налогу на добычу полезных ископаемых;
- снижением ставки по налогу на прибыль организаций, зачисляемой в бюджеты субъектов Российской Федерации, на 1%.
Поступление налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет Астраханской области за 2021 год составило 52,0 млрд рублей или 100,6% от прогнозных назначений.
Доходы консолидированного бюджета Астраханской области формируются в основном за счет налоговых доходов, доля которых на протяжении многих лет составляет более 90% от общей суммы поступлений налоговых и неналоговых доходов.