Стратегической целью реализации государственной политики в области образования в Чувашской Республике является повышение доступности и качества образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики региона, современным потребностям общества и каждого гражданина.
Адаптация системы профессионального образования к рыночным условиям предполагает ее четкую нацеленность на конечный результат - трудоустройство выпускников на предприятия и организации в Чувашской Республике. Целевой показатель национального проекта по Российской Федерации на 2021 год был установлен 62,4%. По итогам 2021 года доля трудоустроенных выпускников по Чувашской Республике составила более 78%.
Основными проблемами в сфере среднего профессионального образования являются:
неполная удовлетворенность потребности выпускников образовательных организаций среднего профессионального образования в дальнейшем профессиональном развитии, приобретении компетенций смежных профессий и специальностей, а также в получении высшего образования в короткие сроки, создании условий для получения квалификации мультиспециалиста и преференции при получении высшего образования в короткие сроки;
нехватка педагогических кадров в системе среднего профессионального образования из числа представителей работодателей;
неполное соответствие квалификации выпускников требованиям современной экономики региона;
недостаточный уровень участия представителей работодателей в разработке основных образовательных программ профессиональных образовательных организаций и реализации регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного роста.
На сегодняшний день в республике недостаточно сформированы условия для создания опережающей адаптивной подготовки кадров на базе профессиональных образовательных организаций, минимизирующей кадровый дефицит, в соответствии с текущими и перспективными потребностями рынка труда Чувашии.
Целью реализации Концепции трансформации системы среднего профессионального образования в Чувашской Республике (далее - Концепция) является обеспечение условий эффективного развития системы среднего профессионального образования в Чувашской Республике, ориентированной на обеспечение высококвалифицированными кадрами для устойчивого развития экономики региона, развитие системы непрерывного профессионального образования граждан.
Задачи, решение которых предусматривается в рамках Концепции, и основные направления их реализации представлены в таблице 1.
Таблица 1
Задачи | Основные направления реализации поставленных задач |
1 | 2 |
Обновление содержания и технологий профессионального образования и обучения в соответствии с актуальными и перспективными требованиями к квалификации работников, развитием современных образовательных технологий | внедрение новых современных программ среднего и дополнительного профессионального образования |
развитие системы непрерывного профессионального образования (дополнительного профессионального образования, в том числе взрослого населения) путем реализации региональных проектов, разработки новых моделей, в том числе открытых образовательных ресурсов, распространения проектов передового опыта взаимодействия предприятий и образовательных организаций | |
ранняя профориентация путем создания профильных классов в школах; создание УПК - учебно-производственных комплексов | |
создание регионального банка гибких модульных дополнительных профессиональных образовательных программ со сроками обучения до 6 месяцев, модернизируемых с учетом требований работодателей и запросов населения | |
привлечение представителей работодателей к разработке вариативной части основных профессиональных образовательных программ с учетом требований профессиональных (корпоративных) стандартов, программ дополнительного профессионального обучения и основных программ профессионального обучения на основе профессиональных (корпоративных) стандартов | |
внедрение технологии демонстрационного экзамена как инструмента объективной оценки профессиональных компетенций обучающихся в рамках промежуточной и итоговой аттестации | |
обновление методик и технологий общеобразовательной подготовки с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования, включения элементов интенсивного обучения, прикладных модулей, применения дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, сетевых форм обучения | |
развитие системы независимой оценки качества среднего профессионального образования путем привлечения работодателей к экспертизе и оценке качества образовательных программ | |
нормативное обеспечение и внедрение в практику профессиональных образовательных организаций технологий дуального обучения с участием работодателей | |
развитие системы среднего профессионального образования в части создания условий для инклюзивного образования людей с инвалидностью и лиц с ограниченными возможностями здоровья | |
организация встреч обучающихся выпускных групп с потенциальными работодателями | |
создание гибкой региональной системы профориентации с учетом потребностей экономики региона | |
Формирование нового ландшафта сети среднего профессионального образования, обеспечивающего гибкое реагирование на социально-экономические изменения, гармонизация результатов образования и обучения с требованиями в сфере труда | улучшение инфраструктуры и повышение уровня материально-технической оснащенности профессиональных образовательных организаций на основе создания современных мастерских, в том числе за счет участия в федеральных проектах, направленных на развитие среднего профессионального образования |
формирование эффективной территориально-отраслевой организации ресурсов профессионального образования, в том числе за счет создания центров проведения демонстрационного экзамена | |
поддержка и реализация проектов по развитию дополнительного профессионального образования, в том числе обучения взрослого населения | |
поддержка проектов по повышению доступности среднего профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья путем модернизации технологий и инфраструктуры | |
развитие в Чувашской Республике сети базовых профессиональных образовательных организаций, обеспечивающих поддержку инклюзивного профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья | |
внедрение в каждой образовательной организации системы мониторинга образовательных траекторий студентов, а также трудоустройства и карьеры выпускников | |
развитие сетевого взаимодействия между образовательными организациями среднего профессионального образования | |
разработка и распространение новых моделей и технологий управления в системе среднего профессионального образования | |
Повышение финансовой устойчивости и целевая поддержка организаций, осуществляющих образовательную деятельность по подготовке рабочих (служащих) и специалистов среднего звена | ежегодное утверждение контрольных цифр приема по профессиям, специальностям среднего профессионального образования за счет бюджетных ассигнований Чувашской Республики в соответствии с потребностями экономики региона |
участие в софинансировании федеральных грантов, направленных на развитие системы среднего профессионального образования | |
привлечение работодателей для создания лабораторий и мастерских на базе организаций среднего профессионального образования | |
развитие системы профессионального образования на основе реализации коротких программ профессиональной подготовки и переподготовки в рамках внебюджетной деятельности организаций среднего профессионального образования | |
развитие внебюджетной деятельности организаций среднего профессионального образования, в том числе через создание малых предприятий | |
Профессиональное развитие руководящего и преподавательского состава колледжей и техникумов с учетом современных требований к квалификации | формирование обновленной модели повышения квалификации управленческих кадров системы среднего профессионального образования на основе лучших российских и международных практик |
повышение уровня профессионализма педагогических работников, развитие потребности в совершенствовании мастерства | |
создание базы данных ведущих мастеров производства и высококвалифицированных преподавателей | |
развитие экспертного сообщества преподавателей и мастеров производственного обучения системы среднего профессионального образования Чувашской Республики | |
развитие наставничества как системы поддержки и закрепления молодых и начинающих преподавателей и мастеров в профессиональных образовательных организациях Чувашской Республики | |
Развитие профессиональной соревновательности в системе среднего профессионального образования для повышения эффективности образовательной и проектной деятельности | обеспечение подготовки и результативности участия обучающихся в олимпиадах и конкурсах профессионального мастерства различного уровня |
разработка системы единых региональных показателей для оценки эффективности участия профессиональной образовательной организации в конкурсном движении | |
поддержка и мотивация педагогов к подготовке обучающихся для участия в олимпиадах и конкурсах профессионального мастерства различного уровня |