"Социальная сфера"
В настоящее время ощущается серьезный кадровый голод в сфере здравоохранения и образования. В текущем учебном году в республике будут построены и введены в эксплуатацию новые образовательные организации, что потребует привлечения в эти образовательные организации около 100 педагогов. Сегодня в школах республики ощущается нехватка учителей информатики, математики, физики, английского языка, физической культуры и начальных классов. В ряде специалистов также нуждаются учреждения здравоохранения.
Подготовка кадров для данной сферы ведется в четырех техникумах и колледжах по 16 специальностям. КЦП в 2022 году увеличены на 275 бюджетных мест.
Таблица 5
Направление подготовки | Установлено КЦП на 2022/23 уч. год | Потребность в кадрах | ||
2023 год | 2024 год | 2025 год | ||
44.02.01 Дошкольное образование | 125 | 620 | 495 | 495 |
44.02.02 Преподавание в начальных классах | 100 | 162 | 178 | 178 |
53.02.01 Музыкальное образование | 25 | 5 | 8 | 8 |
54.02.01 Дизайн (по отраслям) | 50 | 35 | 157 | 157 |
54.01.20 Графический дизайнер | 25 | 4 | 30 | 30 |
33.02.01 Фармация | 50 | 42 | 34 | 34 |
31.02.01 Лечебное дело | 100 | 43 | 52 | 52 |
31.02.02 Акушерское дело | 25 | 43 | 52 | 52 |
34.02.01 Сестринское дело | 100 | 43 | 52 | 52 |
31.02.03 Лабораторная диагностика | 25 | 43 | 52 | 52 |
В БПОУ "Чебоксарский медицинский колледж" Минздрава Чувашии создана единая система подготовки средних медицинских работников - от профориентации школьников до формирования индивидуальной траектории профессионального развития квалифицированных специалистов здравоохранения. Осуществляется подготовка школьников выпускных классов первой профессии в рамках проекта УПК 21.
Ключевым направлением развития отрасли здравоохранения республики в целях подготовки кадров определено создание профессионально-образовательного кластера, объединяющего и совершенствующего последипломную подготовку и переподготовку специалистов со средним и высшим медицинским образованием с обучением в условиях дополненной реальности и виртуальных клиник, при необходимости - создание учебно-научно-клинических комплексов, объединяющих образовательные организации и клинические базы.
Критерием результативности создания профессионально-образовательного кластера станет развитие медицинской науки и совершенствование системы обучения медицинских кадров.
Особое место в процессе подготовки кадров для различных отраслей экономики отводится ЦОПП.
ЦОПП имеет цифровую платформу, которая является агрегатором всех образовательных ресурсов. На цифровой платформе ЦОПП возможно размещение программ обучения всех образовательных учреждений республики. ЦОПП готов разработать в короткие сроки образовательные программы в соответствии с потребностями организаций республики.
Именно ЦОПП определяет самые востребованные профессии и осуществляет другие функции в сфере профессионального образования, обеспечивая тесное взаимодействие образовательной организации, работодателя и обучающихся.
В настоящее время ЦОПП разработано более 150 программ по востребованным в регионе профессиям и специальностям, заключено более 150 соглашений о взаимодействии с работодателями. Организовано обучение в рамках реализации федерального проекта "Содействие занятости", с начала 2022 года прошли обучение более 500 человек. Более 6000 школьников охвачено профориентационными мероприятиями, более 100 школьников получили первую профессию. В целом деятельностью ЦОПП охвачено более 10000 человек. Потребность в развитии данного направления работы сохраняется. Благодаря участию в конкурсном отборе Минпросвещения России к концу 2024 года запланировано создание на базе Канашского транспортно-энергетического техникума второго центра опережающей профессиональной подготовки. Отраслевой направленностью центра станут транспорт (включая трубопроводный транспорт) и электроэнергетика.
Открытие второго ЦООП, имеющего современную инфраструктуру, квалифицированный кадровый персонал, условия для координации разработки и внедрения в образовательный процесс практико-ориентированных образовательных программ, в том числе гибких, коротких, выстроенных по принципу конструктора профессиональных компетенций или по индивидуальным траекториям, для всех категорий населения на территории Чувашской Республики позволит повысить эффективность, гибкость и качество подготовки кадров для региона.